Глава ФНС РФ: все реестры ЗАГС соберут воедино к октябрю 2018 года

Маринус ван Реймерсвале. Сборщики податей (фрагмент). XVI век
Маринус ван Реймерсвале. Сборщики податей (фрагмент). XVI век
Маринус ван Реймерсвале. Сборщики податей (фрагмент). XVI век

Создать единый реестр актов гражданского состояния к октябрю 2018 года обещал глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин 28 февраля на заседании расширенной коллегии ФНС, сообщает ТАСС.

По словам Мишустина, единый реестр ЗАГС объединит почти шесть с половиной тысяч систем органов записи актов гражданского состояния, упростит бюрократические процедуры и доступ к информации, а также «заложит фундамент для создания реестра населения Российской Федерации».

Напомним, что создание единых банков данных также планирует ряд других российских ведомств. Минобрнауки 10 ноября 2017 года заявило о планах на создание реестра недобросовестных родителей.

Запуск системы, в которой должны фиксироваться все школьные и производственные достижения и компетенции граждан, предполагает программа «Цифровая экономика Российской Федерации», а подготовкой общего единого реестра населения занимается Минюст.

Комментарий редакции

Централизация информации имеет неоспоримые плюсы: это упрощает управление и сокращает время на бюрократическую волокиту. Например, в рамках тренда на сокращение времени на оформление документов всё большее количество услуг можно оформить в многофункциональных центрах госуслуг. Так, во многих из таких центров уже можно получить свидетельство о рождении или смерти, а с 1 февраля 2018 года в московских центрах можно получить водительские права.

С другой стороны, она несет в себе значительные риски, поскольку увеличивается угроза безопасности личных данных, а также повышается степень контроля государства над гражданами, что несет за собой потенциальные злоупотребления. В этой связи неудивительной стала отрицательная реакция общественности на создание общероссийской системы учета школьников «Контингент», законопроект о которой в конце 2016 года отклонил президент РФ. Характерно, что отсутствие законодательной базы не мешало Минобру заранее вводить элементы системы в регионах, а также планировать ее дальнейшее использование в системах дистанционного обучения.

Беспокойство также вызывают тенденции использования подобной централизованной информации за рубежом, например социальный рейтинг граждан, разрабатываемый в КНР.