Ультраправые организации перешли на криптовалюты — The Guardian
Переход на криптовалюты для сбора средств на свою деятельность активно осуществляют ультраправые активисты Австралии вслед за своими единомышленниками из других стран, пишет 27 декабря обозреватель Guardian Australia Ариэль Богл.
Интерес к криптовалютам сам по себе не свидетельствует о расизме или экстремизме, но недавний анализ, проведенный Южным Центром по борьбе с нищетой (SPLC), показал, что «когорта сторонников белого расизма, в основном выходцев из Северной Америки, вероятно, получила „существенную прибыль“ от биткоина». Так образом, они получили финансовые средства, «которые почти наверняка были бы недоступны им без криптовалюты».
Ранее, в 2021 году, Богл отследила сети финансирования, связанные с выборкой австралийских телеграм-каналов, которые публикуют правый экстремистский контент, и нашла ссылки, по меньшей мере, на 22 онлайн-инструмента финансирования. Они включали просьбы осуществлять пожертвования через адреса кошельков для таких криптовалют, как биткоин, монеро, эфириум и лайткоин.
По мнению автора материала, просьбы о пожертвованиях от крайне правых австралийцев — для оплаты юридических услуг, а также для создания контента и других нужд — могут способствовать укреплению связей с подписчиками, а также предоставлять возможность взаимодействовать с международными сетями.
Хотя эта деятельность не является незаконной, президент Insight Threat Intelligence и эксперт по финансированию терроризма Джессика Дэвис говорит, что в других случаях регулирующие органы сталкиваются с размытой гранью между сбором средств для поддержки таких видов деятельности, как создание пропаганды, и риском того, что некоторые экстремисты могут использовать ее для поддержки террористических актов.
И по мере того, как криптовалюты становятся всё более распространенными, их использование становится всё более простым и удобным — становится сложнее их отслеживать и регулировать, отмечает журналистка. Профессор компьютерных наук Университета Элона и соавтор анализа SPLC, доктор Меган Сквайр указывает на плагины веб-сайтов, такие как BitPay, которые помогают облегчить гладкое прохождение платежей в криптовалюте.
«Технология и некоторые простые интерфейсные решения могут начать… снижать барьер для входа и облегчать пользователю… фактическое пожертвование», — говорит она, отмечая всё более широкое внедрение методов, затрудняющих возможность отслеживания путей движения денег, включая методы сокрытия того, какие кошельки получают средства.
Еще больше усложняют картину цифровые валюты, созданные развлекательными и коммуникационными платформами. Возможно, самым известным из этих проектов является запущенная Facebook Libra. Компания прикрыла его после отказа Комиссии США по безопасности и биржам.
Затем есть Odysee, основанный на блокчейне. Зрители могут поддерживать создателей контента с помощью криптовалюты, называемой кредитами LBRY или денежными чаевыми. В то время как ряд австралийских крайне правых создателей контента используют видеоплатформу Odysee, конечный мотив неясен: они примерно с равной вероятностью могут ее использовать как в качестве места хранения резервной копии для видео, которые могут быть удалены с YouTube, так и в качестве инструмента сбора средств.
Обозреватель Guardian отмечает, что в этой финансовой схеме существуют потенциальные точки давления и контроля сбора средств, такие как криптовалютные биржи. У некоторых из них уже есть условия предоставления услуг, запрещающие разжигание ненависти и другие действия.
Например, Coinbase, как сообщается, заблокировала переводы на печально известный неонацистский сайт The Daily Stormer в 2017 году. Ранее, в 2021 году, было принято новое пользовательское соглашение компании, прямо запрещающее ее использование, которое «поощряет ненависть, расовую нетерпимость или насильственные действия в отношении других».
Стремление удалить крайне правых лиц и группы с платформ финансирования, как правило, становится результатом общественного давления. Например, после марша «Объединенных правых» в Шарлоттсвилле в 2017 году, в котором участвовали куклуксклановцы и другие одиозные фигуры, PayPal и другие сервисы начали лоббировать зал учетных записей, используемых фигурами, участвовавшими в мероприятии.
Аналогичное давление возникло после похода на Капитолий 6 января 2021 года и последующих репрессий со стороны американского правительства, что также использовалось как возможность для создания онлайн-контента и сбора пожертвований рядом крайне правых деятелей. Журналистка отмечает, что у такого обращения с политическими активистами есть и оборотная сторона: «способность таких платежных инструментов удалять учетные записи для всех типов пользователей, часто без прозрачности и возможностей для обжалования, вызывает всё большую озабоченность».
Учитывая это, Сквайр считает, что мы можем увидеть новый всплеск внимания к криптовалютам со стороны крайне правых. «Технология сохранения собственной тайны сейчас намного лучше, чем была в 2017 году, после [марша] „Объединенных правых“ в Шарлоттсвилле, что стало последним важным этапом, когда многие из этих парней перешли на крипту, — говорит она. — Появилось больше валют, появилось больше услуг. С этим труднее справиться».