Эксперт: переименованием советских улиц Россию вгоняют в Средние века

Василий Перов. Сельский крестный ход на Пасху. 1861
Василий Перов. Сельский крестный ход на Пасху. 1861

Изменение советских названий улиц на дореволюционные является вредительством, заявил философ, доктор политических наук, профессор кафедры истории и теории политики факультета политологии МГУ Сергей Черняховский 23 октября ИА Красная Весна.

Эксперт прокомментировал сообщение о намерении властей города Тарусы в Калужской области убрать с карты города 16 советских названий улиц, заменив их дореволюционными. Избавиться хотят, в частности, от улицы Ленина, Урицкого, Луначарского, Комсомольцев.

Черняховский считает, что такого рода начинания продвигает некоторая часть элиты, которая является не самой большой, но значительной. «Я не могу исключить, что это некая проба — какая будет реакция. Хочется это связать с принятием наших странных поправок в конституцию, но там как раз утверждается преемственность к советскому периоду», — отметил он.

В качестве примера сил, которые участвуют в продвижении таких идей, он назвал «неореакционный, профашистский фонд „Возрождение“» и телеканал «Царьград».

«Такие попытки (переименований — прим. ИА Красная Весна) будут продолжаться, хотя социология разных лет показывает, что общество выступает против таких переименований, причем значительным большинством», — указал специалист.

Он уверен, что этому надо противостоять, поскольку такие решения «реориентируют ценности общества с направления на движение вперед». Здесь политолог уточнил, что не каждая смена советского названия подпадает под эту характеристику.

На его взгляд, переименование в 2014 году в Москве станции метро «Улица Подбельского» в станцию «Бульвар Рокоссовского» было достаточно грамотным, хотя политически к нему можно относится по-разному. «Подбельский — явственная историческая фигура, но для очень немногих, а Рокоссовский — более яркая», — отметил Сергей Черняховский.

Политолог добавил: «Если переименовать улицу Урицкого в улицу, например, „Покорения Луны“, это было бы разумно-неразумно, но некое движение вперед. Кстати, я хочу напомнить, что Урицкий пал жертвой белого террора и был последовательным противником использования смертной казни. Он как раз был убит в ходе белого террора».

Отвечая властям Тарусы на то, что Урицкий якобы ничего не сделал для русской истории, профессор МГУ рассказал: «Если это имя было, то наверное что-то сделал. Может в рамках другой парадигмы ценностей, но сделал. Он был председателем Петроградского ЧК, он боролся не только против контр-революционных сил, но и разлившейся уголовщины».

Эксперт подчеркнул, что центральным моментом в процессе переименования является то, что советские образы заменяются архаичными: «Телеология общества переориентируется с того чтобы идти вперед, на то чтобы вернуться куда-то назад. И там ходить между сотен церквей, молиться, целовать иконы и ждать, когда бог ниспошлет что-нибудь хорошее и защитит Россию». Как полагает Сергей Черняховский, это не совместимо с великой Россией. В этой связи он вспомнил знаменитую фразу Столыпина «Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия».

«Но что Столыпину ответили не либералы и не левые, а сверхправые: это вам нужна великая Россия, а нам нужна Святая Русь. Это то самое разделение, которое с грозненских и петровских времен. Либо утонуть в молебнах, либо строить великую страну. Это решение вредительское в отношении того, чтобы строить великую страну. Хоть с каким социально-политическим строем», — подытожил эксперт.