Bloomberg: отношение Трампа к Северной Корее — «стратегическая апатия»
Каким бы ни было состояние здоровья Ким Чен Ына, он уже добился самых сильных за десятилетия позиций, позволяющих Северной Корее противостоять давлению США, пишет 24 апреля в комментарии агентство Bloomberg.
Спустя восемь лет после того, как Ким заполнил вакуум власти, оставленный смертью его отца-отшельника Ким Чен Ира, Северная Корея обрела большую безопасность и стала менее изолированной. 36-летний верховный лидер добился двух ключевых признаков легитимности, к которым давно стремились его предшественники: наличие ядерного арсенала, который может надежно сдерживать американское нападение, и личные отношения с президентом США, включая три очных встречи с Дональдом Трампом.
Хотя Северная Корея по-прежнему входит в число самых бедных стран мира, уровень жизни в правящей элите Пхеньяна повышается. Ким показал, что он может выдержать сокрушительные экономические санкции, о чем свидетельствует опубликованный во вторник доклад ООН, в котором режим обвиняется масштабном обходе санкций. Более того, династия Ким вновь получила обещание стратегической поддержки от своего основного гаранта, Китая.
«Потенциал ядерного уничтожения и возможностей доставки ракет взлетел с позиций, которые были у деда или отца Кима, — сказал Су Ким, политический аналитик Rand Corp., специализирующийся на проблемах Корейского полуострова. — Призрак северокорейской ядерной атаки порождает в международном сообществе достаточно беспокойства, чтобы больше склоняться к компромиссу, чем к конфронтации».
Вот почему многие давние наблюдатели говорят, что нынешняя неопределенность вокруг Ким Чен Ына менее важна, чем страхи относительно преемственности, которые существовали раньше. Слухи о здоровье Кима распространились после того, как на прошлой неделе он пропал из упоминания в государственных средствах массовой информации, впервые не приехав на мероприятия 15 апреля, посвященные празднованию дня рождения его покойного деда Ким Ир Сена.
По словам американских чиновников, им сказали, что Ким находился в критическом состоянии после сердечно-сосудистой хирургии, в то время как Южная Корея сказала, что он проводил «обычные мероприятия» в сельской части страны. Трамп сказал журналистам, что считает отчет CNN, в котором говорилось, что Ким в тяжелом состоянии, «неправильным», добавив: «Я слышал, что они использовали старые документы».
Что бы на самом деле ни происходило, у лидеров Северной Кореи есть сильные стимулы для сохранения режима и стратегии Кима, направленной на то, чтобы добиться освобождения от санкций США путем создания более опасного ядерного арсенала. Действительно, госсекретарь США Майкл Помпео, который четыре раза ездил в Пхеньян, указал, что спор между двумя странами будет продолжаться, если к власти придет такой преемник, как сестра Кима, Ким Йо Йонг.
«Задача остается прежней, цель остается неизменной, — заявил Помпео в среду на Fox News. — Кто бы ни возглавлял Северную Корею, мы хотим, чтобы они отказались от своей ядерной программы».
Северная Корея мало подвинулась после беспрецедентного рукопожатия Кима с Трампом почти два года назад в Сингапуре, отмечает агентство. Помимо прекращения пусков ракет, которые могут достичь материковой части США, и уничтожения некоторых испытательных объектов, Ким подписал лишь смутное обещание «работать над полной денуклеаризацией Корейского полуострова».
В то же время встречи на высшем уровне подняли авторитет Северной Кореи до уровня, когда-то невообразимого для страны, которую иногда называют «королевством-отшельником». Безвылазно пробыв в Северной Корее в течение первых шести лет пребывания у власти, Ким совершил девять зарубежных поездок в период с марта 2018 года по июль 2019 года. Он выступал в прямом эфире по иностранному телевидению и общался с западными журналистами.
Эти поездки помогли правительству Северной Кореи легитимизоваться, несмотря на продолжающиеся жалобы на нарушения прав человека и нарушения санкций. Президент Китая Си Цзиньпин, который откладывал встречу с Кимом в течение пяти лет, срочно пригласил северокорейского лидера в Пекин накануне саммита в Сингапуре. В прошлом году российский Владимир Путин также приветствовал Кима после того, как его переговоры с президентом США прервались.
Китай и Россия — оба члена Совета Безопасности ООН, обладающие правом вето, — теперь регулярно выступают за ослабление санкций в отношении Северной Кореи на фоне своих собственных споров с США. Трамп в письме северокорейскому лидеру в прошлом месяце предложил Ким Чен Ыну самую щедрую помощь в борьбе со вспышкой коронавируса.
В то же время президент США «не заметил» рекордной серии запусков баллистических ракет, которые продемонстрировали растущую способность Кима нанести удар по всей Южной Корее, включая расположенные там американские базы. Анкит Панда, старший научный сотрудник проекта Defense Posture в Федерации американских ученых, описал политику Трампа как «стратегическую апатию», намекая на подход администрации Обамы, иногда определяемый как «стратегическое терпение».
«Когда Ким пришел к власти, Северная Корея продемонстрировала начало проявления жизнеспособности в качестве ядерной державы. К 2018 году Ким заявил, что „завершил“ создание фактора сдерживания, — сказал Панда. — Теперь этот курс продолжается, но в качественно усовершенствованном и количественно расширенном виде».