Словакия наращивает сотрудничество с Китаем вопреки Брюсселю

Изображение: (сс) EU2017EE Estonian Presidency
Роберт Фицо
Роберт Фицо

Словакия, привлекая в страну компании из Китая, отстаивает свои интересы, при этом она идет против общеевропейской стратегии, направленной на снижение зависимости ЕС от китайских технологий и в целом на ужесточении позиции по отношению к КНР, отмечает европейская редакция ИА Красная Весна.

25 октября председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен объявила о новой инициативе по снижению зависимости Евросоюза от критически важного сырья из Китая. В частности, ЕК в настоящее время рассматривает необходимость введения пошлин на китайские аккумуляторы для электромобилей.

Однако Словакия, в отличие от большинства стран ЕС, продолжает развивать торговые и инвестиционные связи с Китаем. Так, к примеру, 28 октября — всего через три дня после заявления фон дер Ляйн — состоялась церемония закладки фундамента завода по производству аккумуляторов для электромобилей (EV), который построит на юге Словакии китайская компания Gotion High-Tech.

На церемонии присутствовал премьер-министр Словакии Роберт Фицо. Он подчеркнул, что проект создаст 2000 рабочих мест и «укрепит позиции Словакии как центра передового производства».

Вместе с тем Фицо раскритиковал торговую политику ЕС, назвав пошлины «ненужными» и заявив, что они «подрывают доверие» между континентами. Он призвал «сосредоточиться на сотрудничестве, а не на конфликте».

Отметим, экономика Словакии сильно зависит от автомобильной промышленности, в которой занято свыше 130 тыс. человек. На сегодняшний день в республике ведется сборка автомобилей таких знаменитых брендов, как Volkswagen, Peugeot, Citroën, Jaguar, Land Rover, KIA.

Словакия удерживает рекорд по производству автомобилей на душу населения во многом благодаря сотрудничеству с КНР. Как отметил председатель Национального совета республики Рихард Раши, «страна привлекла несколько крупных инвесторов из Китая, включая Volvo, принадлежащую китайскому автопроизводителю Geely, и Gotion, которая производит аккумуляторы для электромобилей».

Помимо китайских инвестиций, свой вклад в экономику Словакии вносят и торговые отношения с КНР. Двусторонний объем торговли между Китаем и Словакией в 2024 году достиг $9,72 млрд. КНР стал крупнейшим торговым партнером Словакии за пределами Европы. Лидером в торговле ($5,16 млрд в 2024 году) является автопром и производство автозапчастей.

Очевидно, что Словакии невыгодно обрубать торговые и инвестиционные отношения с Китаем — ведь они поддерживают ее экономику, что особенно касается автомобильной промышленности. Отстаивая свои интересы, Братислава не идет на поводу у Евросоюза, отдавая предпочтение не политике Брюсселя, а китайским инвестициям, создающим новые рабочие места и в целом стимулирующим экономическое развитие страны.