1. Война идей
  2. МИД РФ
Москва, / ИА Красная Весна

Лавров рассказал, что значит для него «служение отечеству»

Изображение: kremlin.ru
Сергей Лавров
Сергей Лавров

«Любите не себя в отечестве, а отечество в себе», — заявил глава МИД РФ Сергей Лавров 23 августа на Всероссийском молодежном образовательном форуме «Территория смыслов», отвечая на вопрос журналиста «Что для Вас служение отечеству?»

«Когда работаешь уже достаточно долго, как-то сам себе такой вопрос не задаешь, стараешься просто честно выполнять ту работу, которую тебе поручили, тем более, работу, которую в последние годы мне поручил Президент Российской Федерации В. В. Путин. Наверное, вот так я отвечу. Кто-то из великих сказал прекрасную фразу: „Любите искусство в себе, а не себя в искусстве“», — рассказал Лавров.

Перефразировав это выражение, Лавров сказал, что иными словами это звучит как «любите не себя в Отечестве, а Отечество в себе». Он пояснил, что стоит любить не себя в той области жизнедеятельности, которую человек выбрал, а те цели и задачи, которые ставятся перед человеком в той или иной сфере.

Лавров также отметил, что такой ответ, судя по всему, не устроит неолиберальный лагерь и их «махровый индивидуализм». Он пояснил, что неолибералы ставят превыше всего свободу индивидуума. Но «свобода каждого человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека», — сказал глава МИД.

Лавров, в том числе, отметил, что страны, которые предпочли индивидуалистический подход взамен коллективистского, в период коронавируса пострадали больше.

Комментарий редакции

Необходимо отметить, что «внутри» либерализма содержатся течения, различающиеся большей или меньшей «склонностью» к учету интересов всего общества, в рамках которого существует индивид. Формулировка «моя свобода кончается там, где начинается свобода другого человека» так же лежит в русле либерализма. Точнее — в русле либерализма классического, имеющего серьезные отличия от более радикальных концепций либерализма.

Так, классический либерализм, признавая первичность человека-индивида перед обществом и государством, тем не менее сдерживает индивида рамкой «общественного договора» и закона. Также в классическом либерализме утверждается понятие морального долга индивида-гражданина перед обществом.

Крайней формой отказа от общности и размежевания индивидуальных интересов является концепция социал-дарвинизма или, попросту говоря, «закон джунглей». С другой стороны, наиболее гуманным вариантом является так называемый социальный либерализм.

В рамках социального либерализма учитывается многое из того, что как бы не замечают представители других версий. Например, социальные либералы признают, что неравенство условий существования разных слоев общества превращает в издёвку заявления об одинаково открытых для всех индивидов возможностях и честной конкуренции инициатив.

Однако какой бы «мягкой» ни была версия либерализма, в ней остается положение о приоритете частного, индивидуального над общим. В отличие от этой позиции коллективистский подход подразумевает, что наибольшие потенциалы для развития и самореализации каждого человека обретаются им в общине, коллективе, братстве, построенных на основе взаимной Любви.