1. Классическая война
  2. Российская армия
Оренбург, / ИА Красная Весна

Работник ВПК: самая острая проблема — кадры

Изображение: Андрей Алексеев © ИА Красная Весна
Эмблема Вооруженных Сил Российской Федерации.
Эмблема Вооруженных Сил Российской Федерации.

Общее положение на государственном оборонном предприятии описал работник производственного объединения Оренбурга. Его слова 24 февраля приводит корреспондент ИА Красная Весна.

По какому принципу и в достаточном ли объеме выделяются государственные средства на оборонную промышленность?

Мне кажется, сейчас достаточно выделяется денег. Это то, что касается нашего предприятия. По принципу «есть заказ, он выполнен — получи деньги». То есть отработал, сделал — получи деньги.

А если сравнивать с двухтысячными годами? Если я правильно понимаю, тогда было по-другому?

Тогда работы не было. Появился заказ на Индию — с того момента начали выплачивать деньги.

Индия — это «Брамос»?

Да.

Сейчас вы, как работник предприятия, видите, что есть заказы, что они идут? А как вы считаете, сейчас оборонзаказ увеличивается, или он вышел на какое-то стабильное состояние?

В какой-то момент оборонзаказ увеличился, было много новых изделий, объемы были очень большие. Сейчас все немного спало, хотя объемы работы по основным изделиям не уменьшились.

Преследует ли оборонное предприятие коммерческие цели, или предприятие нацелено именно на оборонные задачи, вне зависимости от их прибыльности?

Мне кажется, в основном — оборонка. Коммерция... Хотя делаем для Комсомольска-на-Амуре на самолеты какие-то изделия и комплектующие. На SuperJet, например, это же коммерческое, не оборонка. Что-то делаем, но, в основном, это все-таки оборонка.

А конверсия, которая имела место в 90-е, когда оборонное предприятие выпускало сеялки, стиральные машины и т. д., она сейчас на предприятии в каком-то виде существует, или с возрождением оборонзаказа конверсия прекратилась?

По факту — ноль, конверсия ушла.

То есть сейчас предприятие, как изначально и было, нацелено только на оборонку?

Да, верно.

Возможно ли довести новую разработку до реализации?

Да.

Я так понимаю, что вы именно этим и занимаетесь?

Верно.

Ваше предприятие ведь не является разработчиком? Правильно понимаю, что вы — производственная база? Вы получаете от научных предприятий со всей страны разработки и внедряете их на свое производство?

Да, так и есть. Мы не разрабатываем собственные изделия, а лишь производим, адаптируя под свои производственные мощности.

А стоит ли в ВПК проблема кадров? И если она существует — предпринимается ли что-то для ее решения?

Да, с инженерными кадрами, со средним звеном. Сейчас еще более или менее, учитывая, что уже много времени прошло, какая-то квалификация наработалась. Но из учебных заведений молодые специалисты приходят с нулевым багажом.

А существует ли на вашем предприятии разрыв поколений?

Да, конечно! Если в 98-ом году на заводе единицы работали. Если в советское время на предприятии работало до 30 тысяч человек, то в 90-е оставалось меньше тысячи — цеха пустые стояли. Позже многие вернулись. Но уже многие инженеры, технологи, нашли себе другие места. Если раньше, к примеру, отработал отец, пришел сын или просто молодой парень — он учится у более старших товарищей. То же касается и инженеров. Если выпускник учебного заведения раньше не работал на предприятии, у него опыта на производстве нет. Раньше опыт перенимался, была организована система наставничества. Молодых специалистов закрепляли за кем-то опытным.

А сейчас наставничество как система существует?

Нет. Вот, к примеру, по факту я наставник. Но это название по сути ничего не означает — у меня нет обязательств перед молодым работником. Самое элементарное — вот кнопочки, научился нажимать и будь здоров. Все отдано на откуп непосредственно наставников. Захотел обучать — обучишь, не захотел — нет. Все зависит исключительно от личности наставника. Раньше была выстроена система наставничества, а сейчас ее нет.

А если сравнить уровень подготовки специалистов в начале 90-х, когда еще не была разрушена система подготовки рабочих, инженеров, и современных — сильно ли отличие?

Очень сильно, что называется, радикально. В советские времена были техникумы, ПТУ, которые готовили квалифицированных рабочих, сейчас такого нет. Если раньше на предприятие приходил технолог, он уже не был нулевым, у него были знания. А от тех специалистов, которые выпускаются сейчас, мы не в восторге. Может быть, есть единицы ребят, но в целом картина не радостная.

Как вы оцениваете уровень оснащенности предприятия?

Если так, совершенно по-честному, оборудование у нас есть, но не менее 80 процентов — модернизированное старое оборудование. Процентов 20 — современное оборудование, которое отвечает современным технологическим требованиям. Это классные станки, новый инструмент. Скорость и качество этого оборудования не сравнимы. Остальной парк — 80-ых годов. У старого оборудования электроника поменялась, но механика старая. Механика за тридцать с лишним лет все равно изнашивается. Сказать, что это беда, нельзя, все это работает, но есть оборудование, которое позволило бы улучшить качество и уменьшить время производства.

А как обстоят дела с уровнем зарплат, социальным обеспечением на предприятии?

У высококвалифицированных специалистов зарплата неплохая. А молодых специалистов, ребят, которые приходят на завод, конечно, надо поддерживать. Насколько я знаю, на уровне города Оренбурга они получают неплохо — в районе 20–30 тысяч.

Я еще слышал, что ваше предприятие строит дома для своих сотрудников.

Нет, не строит. Все равно ипотека на общих основаниях, никаких гарантий своим сотрудникам предприятие не дает. Да и вообще, предприятие никак не участвует в жизни сотрудников.

Хотели бы вы, чтобы ваши дети работали там, где вы, с учетом реальной ситуации на заводе?

Если бы у них была соответствующая специальность — да. На заводе сейчас есть какая-то стабильность, есть уверенность, что завтра будет работа, будет какая-то зарплата. И если бы у моих детей была подходящая специальность, я бы на этом настаивал.

Что сейчас является самой острой проблемой ВПК?

Мне кажется, самая острая проблема — кадры.

Что бы вы изменили и улучшили на предприятии?

Наверно чуточку социалки бы добавил. Это предприятие, за него надо держаться. Чтобы я не ходил с авоськами на работу, а просто пошел бы в обед в столовую и поел. И потом, когда устраиваются молодые люди на работу, им нужно помогать. Предприятие — небедное, сделать ипотеку подешевле. Вот парень устроился на завод, первые 4 месяца он получает чуть не МРОТ, а на это квартиру не оплатишь. А был бы договор, работник получил бы ипотеку на льготных условиях, и предприятию хорошо — работник не уйдет, и человеку — у него уже было бы, где жить. Опять же технологии поменялись — новые материалы, новый инструмент. А специалистов по-прежнему готовят под старые технологии.

Еще один вопрос. Вот есть рабочий персонал, а есть административный и инженерный. Между ними какие отношения? Если в советские времена рабочий был основой предприятия, а потом пришел капитализм. Сейчас на предприятии есть ли различие в отношении к рабочему персоналу и административному?

Отношение резко поменялось. Еще старое поколение помнит, как должно быть. А молодые руководители... Сегодня ты здесь, а завтра тебя тут не будет, если ты не будешь делать то, что тебе говорят. Даже если говорят тебе абсурд. Остальное — не твое дело, тебе сказали — ты и делай. Могут без работы оставить.

То есть рабочий стал вроде как еще одним напильником? Надо — поработали, не надо — выкинули. Сломался — выкинули.

Да. В этом вопросе с советских времен все сильно поменялось.