Астероид Оумуамуа не состоит из молекулярного водородного льда — астрономы

Изображение: Harvard-Smithsonian Center for Astrophysics
Астероид Оумуамуа в представлении художника

Первый межзвездный астероид Оумуамуа (что означает на языке островитян «разведчик» или «посланник издалека») не состоит из водородного льда, как предполагалось ранее, заявила группа астрономов 18 августа на страницах журнала The Astrophysical Journal Letters.

Ученые из Гарвордского Астрономического центра (CfA) и Корейского института астрономии и космических наук (KASI) показали, что объект с размерами как Оумуамуа не может состоять лишь из водородного льда, поскольку при движении через межзвездную среду в течение 10 млн лет и приближаясь к Солнцу такой объект обязательно разрушится. Ученые утверждают, что зерна водородного льда не могут образоваться ни на одном этапе движения астероида от родительской звезды к Солнцу.

Астероид Оумуамуа размером 0,2 км прошел рядом с Солнцем на расстоянии 0,255 астрономических единиц в 2017 году, между орбитой первой планеты солнечной системы Меркурием и самой звездой. Интерес к объекту был вызван его не типичными ни для комет, ни для астероидов свойствами. Объект обладает вытянутой сигарообразной формой, по началу низким альбедо (видимой яркостью, которая была ниже 20 звездных величин, а затем возросла до 1,2), и повышением скорости при приближении к Солнцу, которое нельзя объяснить гравитационным воздействием звезды.

Странность с повышением скорости и яркости по мере приближения астероида к нашей звезде ряд астрономов объяснял тем, что объект состоит из ледяного водорода, при нагреве которого лучистая энергия Солнца выбивает поток атомарного водорода с поверхности астероида. Поток толкает водородный айсберг подобно ракетному двигателю, увеличивая его скорость, а вынос пыли с поверхности объекта из-за дегазации делает его ярче по мере близости к звезде.

Изображение: Wikipedia
Анимация пролёта астероида Оумуамуа через Солнечную систему
системуСолнечнуючерезОумуамуаастероидапролётаАнимация

Анализ траектории движения объекта показал, что Оумуамуа движется по гиперболической траектории (эксцентриситет орбиты выше 1,2), что указывает на его происхождение вне солнечной системы. Астрономы отмечают, что вероятнее всего астероид прилетел со стороны звезды Вега в созвездии Лиры.

Своим исследованием ученые оставляют открытым вопрос о природе вещества, из которого состоит Оумуамуа.