Сеанс экзорцизма на «Вестях.fm»: Соловьев об одержимости феминисток
Бесноватыми назвал современных феминисток и акционистов журналист Владимир Соловьёв 25 июля в эфире радиостанции «Вести.fm».
Соловьёв поднял тему политического акционизма в связи с недавним самоубийством украинской активистки FEMEN. Ведущий отметил, что бесславный конец Оксаны Шачко (так звали покойную) был изначально предопределен той скользкой дорожкой, на которую она встала. По его словам, «не нужно быть выдающимся физиогномистом», чтобы узреть на лицах современных феминисток печать тотального вырождения. То же касается и скандальных «художников»-акционистов всех мастей наподобие Петра Павленского.
Обостряя свою позицию, Соловьёв отметил, что все они могли бы стать наглядным пособием для психиатров и криминалистов. В частности, журналист сослался на Чезаре Ломброзо — знаменитого итальянского криминалиста, известного тем, что он определял деструктивные наклонности по выражению лиц потенциальных преступников. По мнению Соловьева, в лице Pussy Riot, Павленского и присных мы имеем дело с чисто ломброзианским типом личности.
От психиатрических изысканий журналист стремительно перешел к религиозной апологетике, окрестив «героев» эфира «одержимыми» и «бесноватыми». Более того, Соловьёв предложил взглянуть на ситуацию глазами средневекового инквизитора, который восстал бы из тьмы веков и столкнулся бы с новыми «ведьмами» в лице феминисток. Несмотря на ироничный тон, ведущий дал понять, что тех же Pussy Riot и сейчас неплохо бы подвергнуть сеансу экзорцизма.
Отметим, что движение FEMEN — одно из ярчайших представителей современного феминизма, хотя сами его участницы чураются этого определения. В отличие от предшественниц, они строят свою деятельность на публичном эксгибиционизме, не предъявляя при этом внятных социально-политических требований.
Прямой калькой с FEMEN можно считать отечественную группу Pussy Riot. Скандальный коллектив известен своими порнографическими перформансами, а также провокациями в адрес действующей власти и лично Путина. Наибольший общественный резонанс вызвал так называемый «панк-молебен» в марте 2012 года, когда участницы Pussy Riot вломились в храм Христа Спасителя и устроили там культурный погром.
Отметим также, что под акционизмом понимают ситуацию, когда предметом творчества оказывается само действие во всей его непосредственности. Окончательно этот жанр оформился в 1960-е годы вместе с возникновением Венской школы акционизма. Специфика направления оставляет непропорционально много места для самовыражения, в то время как сам художественный посыл зачастую тонет в стихии эпатажа. В постсоветской России акционизм обрел сугубо провокативные формы — от рубки икон в исполнении Марата Гельмана до публичных сексуальных оргий а-ля Pussy Riot.
Современный «либеральный» и даже «левый» акционизм в своих крайних проявлениях тесно смыкается с феминизмом а-ля FEMEN. Так, например, лидер Pussy Riot Надежда Толоконникова была по совместительству «душой» арт-группы «Война». Коллектив с 2007 года промышлял демонстративным вандализмом, выдавая свое «творчество» за протестный авангард.
Соловьёва с его смачными эпитетами в адрес Pussy Riot и присных наверняка поймет большинство наших сограждан, для которых современный «феминизм» и «акционизм» — синонимы всего наихудшего в культуре. Однако многие россияне, будучи светскими людьми, не готовы осмыслять феминистские хулиганства через призму бесовщины.
Более того, соловьёвские характеристики отсылают не только к изгнанию бесов, которое само по себе может быть весьма кровавым ритуалом, но и к полномасштабной охоте на ведьм в духе святейшей инквизиции. И этот инквизиторский порыв, коль скоро его подхватят православные фундаменталисты наподобие Энтео, вряд ли получится сдержать ссылками на неуместную иронию. Ибо тот, кто сеет ветер, рано или поздно пожнет бурю, о чем Соловьёву неплохо бы вспоминать хотя бы время от времени.