Эксперт рассказал о будущем подводных лодок в Индо-Тихоокеанском регионе
Изменение характера подводной войны, закупки подводных лодок в Индо-Тихоокеанском регионе, а также некоторые будущие стратегические и технологические вызовы подводным силам в регионе описал военный аналитик и один из ведущих мировых экспертов по подводной войне и подводной технике Х. И. Саттон (H.I. Sutton), интервью с экспертом опубликовано 22 января на ресурсе The Diplomat.
Описывая причину желания многих государств региона заполучить сильный подводный флот, эксперт отметил, что подводные лодки — это недооцененные боевые корабли сегодняшнего дня, конкурирующие с авианосцами за первое место по значимости. И хотя авианосцы более заметны с точки зрения проекции мощности, подводные лодки оказываются их естественным хищником. Именно поэтому почти все региональные игроки придают подводным лодкам такое значение.
Даже наименее совершенные подводные лодки являются главными хищниками в морской среде. Они были асимметричным оружием задолго до того, как это стало модным словом. Они дают возможность уничтожить вражеские военные корабли, даже если вражеский флот на бумаге намного мощнее. В оперативном плане они также используются для сбора разведданных, коммерческих рейдов и специальных операций.
Однако страны, которые до этого не имели подводного флота, могут столкнуться с проблемами, поскольку необходимо будет решить вопросы подготовки экипажа и обслуживающего персонала на берегу. Решить вопросы логистики, технического обслуживания и модернизации. Помимо этого, необходимо создать культуру безопасности, культуру обслуживания. Решить вопрос тактики и стратегии использования подводного флота.
Вьетнам эксплуатирует флот, сформированный из российских дизель-электрических ударных подводных лодок проекта 636М (улучшенного класса Кило), но он решил пойти своим путем. Он только что ввел в эксплуатацию специализированное подводное спасательное судно, а также объявил о программе создания своих подводных лодок. Во Вьетнаме собираются построить небольшую 100-тонную подводную лодку, что вполне прагматично.
Тайвань пытается построить флот из восьми дизель-электрических ударных подводных лодок без какого-либо опыта, но с некоторой международной поддержкой. Тайвань тут сталкивается с некоторыми уникальными политическими проблемами: будет ли этот флот достаточно современным, чтобы противостоять быстро растущему флоту китайских подводных лодок, и хватит ли вообще четырех лодок?
Южная Корея выходит на рынок подлодок, а Китай усиливает свою экспортную игру.
В течение нескольких лет Япония рассматривалась в качестве возможного поставщика подлодок. Они, действительно, предлагали свои субмарины Австралии, проиграв французскому предложению. Проблемой является то, что японские подлодки очень технологически продвинуты, и есть вопросы относительно того, насколько Япония готова делиться своими технологиями.
Эксперт отметил, что со времен холодной войны подлодки стали всё чаще вооружаться крылатыми ракетами, а также, что общий технический уровень подводного флота вырос — то, что ранее могли себе позволить основные участники противостояния, теперь доступно и для небогатых стран.
Уверенность ряда экспертов, что средства разведки и наблюдения вскоре смогут без проблем определять положение стратегических подлодок, Саттон не разделяет. Он считает, что это всё то же постоянное противостояние меча и щита, когда все новые средства наблюдения сталкиваются со всё более совершенными средствами маскировки.
Отдельно эксперт отметил будущую роль искусственного интеллекта как в боевых системах существующих кораблей, так и в автономных боевых подводных системах, которая будет стремительно повышаться. В качестве примера он привел полностью автономный подводный боевой корабль Orca XLUUV ВМС США.
Напомним, противостояние между крупнейшими игроками региона, такими как США и Китай, способствует милитаризации всех стран региона. Зона Тихого океана по прогнозам может стать через какое-то время ареной крупнейшего противостояния, и региональные игроки стремительно к нему готовятся.