Когда арабские культурные столицы пали, Эр-Рияд решил стать новым центром
Консервативное королевство Саудовская Аравия превращается из «культурного болота» в кинематографическую электростанцию на Ближнем Востоке, пишут обозреватели Вивиан Йи и Бен Хаббард 27 декабря в статье для The New York Times.
В то время как конфликты и кризисы разрушили арабские культурные столицы, Саудовская Аравия проводит кинофестивали и финансирует новые фильмы, отмечает издание.
За прошедшее столетие Каир, Бейрут, Дамаск и Багдад выделились как арабские культурные маяки, где снимались блокбастеры, записывались песни, возглавляющие чарты, и публиковались книги, которые заставляли интеллектуалов говорить. Но за последнее десятилетие это наследие было разрушено конфликтами, финансовыми кризисами и государственными неудачами. Годы войны нанесли ущерб сирийским телевизионным студиям и багдадским издателям. Экономический коллапс привел к тому, что кинотеатры артхауса в Ливане изо всех сил копят денег на электричество.
Хваленая киноиндустрия Египта, которая сделала диалект страны наиболее широко понятным арабским языком, в течение многих лет находилась в художественном упадке, а ее телешоу были захвачены спецслужбами страны для продвижения проправительственных тем.
То, что сейчас происходит в Саудовской Аравии, отражает глубокие сдвиги в творческих отраслях по всему арабскому миру.
27 фильмов саудовского производства, премьера которых состоялась в этом месяце на кинофестивале в Джидде, стали частью «огромных усилий консервативного королевства по превращению из культурного болота в кинематографическую электростанцию на Ближнем Востоке», пишет The New York Times.
На Международном кинофестивале Красного моря жители Джидды смотрели, как звезды, такие как Хилари Суонк и Наоми Кэмпбелл, расхаживали по красной ковровой дорожке в открытых платьях, а влиятельные саудовцы выступали на танцевальных вечеринках.
Все это в стране, где еще несколько лет назад женщинам не разрешалось водить машину, кинотеатры были запрещены, а начинающим кинематографистам часто приходилось увиливать от религиозной полиции, чтобы снимать на публике.
Эти изменения вызваны фактическим правителем Саудовской Аравии, наследным принцем Мухаммедом бен Салманом, который хочет сменить имидж королевства, создав индустрию развлечений для стимулирования экономики и создания рабочих мест.
Чтобы создать новую индустрию, саудовцы используют нефтяные богатства своей страны для финансирования отечественных производств, спонсируют саудовских кинематографистов для обучения за рубежом и создания отечественных учебных заведений, звукозаписывающих студий и студий. Правительство финансирует аналогичные инициативы по поощрению саудовских художников, музыкантов и шеф-поваров.
Несмотря на свои глубокие карманы, Саудовская Аравия сталкивается с большими проблемами. Она на десятилетия отстает в создании класса квалифицированных создателей и техников. И многие арабские профессионалы неохотно переезжают в социально консервативную монархию, где алкоголь запрещен, а правительство сажает в тюрьму несогласных за мягкую критику.
Некоторые ветераны индустрии задались вопросом, как долго продлится саудовская киномания, указав на предыдущие попытки Объединенных Арабских Эмиратов и Катара создать киноиндустрию исключительно силой кошелька, инициативы, которые не увенчались успехом. Другие спрашивали, когда отрасль станет прибыльной, а не просто подпитываемой нефтяными богатствами правительства.