1. Культурная война
  2. Культурная репатриация
Лондон, / ИА Красная Весна

В Британии стали готовиться к возвращению Греции скульптур Парфенона

Изображение: A.Savin (Wikimedia Commons · WikiPhotoSpace)(cc)
Афины. Вид на Акрополь
Афины. Вид на Акрополь

Точные трехмерные копии мраморов Парфенона, хранящихся в Британском музее, будут иметь такую же эмоциональную силу, как и оригиналы, когда те вернутся в Грецию, заявил исполнительный директор Института цифровой археологии (IDA) Роджер Мишель, пишет 29 января The Telegraph.

Институт опубликовал планы создать мраморные копии статуй, неотличимые от оригиналов. При этом с помощью фотограмметрии создается цифровая модель объекта, а затем робот создает скульптуру из мрамора долотом аналогично тому, как это делал бы человек.

Подчеркивается, что ранее институт создал полноразмерную копию Монументальной арки в Пальмире, взорванной террористами в 2015–2016 годах. Арка успела объехать несколько стран, и ее увидели около 10 млн человек.

Мишель заявил, что опыт работы с аркой Пальмиры убедил его в том, что хорошая копия может обладать такой же эмоциональной силой, как и оригинал. «Народ Британии сформировал глубокую связь с греческими мраморами. Их будет не хватать, когда они отправятся домой», — сказал Мишель.

Планируется создать две копии части фриза, за которую взялся институт. Первая должна полностью повторять нынешнее состояние мраморов — после взрыва порохового склада 1687 года, расхищений охотниками за сувенирами и неправильного обращения в Британском музее. Вторая призвана восстановить изначальный вид скульптур.

По словам посла Греции в Британии Иоанниса Раптакиса, копия дает правительству Британии «уникальную возможность» вернуть скульптуры.

Напомним, значительная часть скульптур Парфенона была вывезена в Британию в начале XIX века лордом Элгиным, после чего попала в Британский музей и стала известна под названием «мраморы Элгина». Завоевав независимость, греческий народ сделал Парфенон своим национальным символом и стал добиваться возвращения святынь.

Британия систематически отказывала под разными предлогами, тогда как Греция систематически работала над тем, чтобы разбить эти доводы. В частности, новые исторические изыскания опровергли утверждение, что у Элгина было разрешение властей Османской империи на вывод мраморов. Греция создала современный музей Акрополя, тогда как выяснилось, что в Британском музее течет крыша. Было показано, что доводы правительства Британии о том, что вопрос возвращения скульптур является частным вопросом Британского музея, некорректны, поскольку власти Британии запретили музею возвращать скульптуры. В 2021 году ЮНЕСКО признала, что вопрос мраморов Парфенона является спором двух государств, а не делом одного музея, и призвала Британию изменить свою позицию.

Читайте также: Иногда они возвращаются. Британия вернет скульптуры Парфенона Греции?