NYT: в 1991 году исчезло всё советское, кроме Дня Победы
Как живет Москва под влиянием коронавируса, что происходит на улицах Москвы описал 9 мая корреспондент газеты The New York Times.
Как и остальные американские авторы, о самой победе он упомянул лишь вскользь, отметив, что «Россия пробудилась от великих и мрачных воспоминаний о победе Красной Армии над нацистской Германией 75 лет назад, чтобы противостоять коварному врагу, который становился все ближе и опаснее».
Но тем не менее в первых же абзацах корреспондент Нью-Йоркской газеты отметил, что появившиеся на канале Россия 24 в феврале имена павших советских солдат, прокручивавшиеся со скоростью более 6000 в минуту, почему-то исчезли с экрана телевизора в марте, уступив место сводкам о коронавирусе. И лишь иногда показ имен возобновляется поздно вечером.
«Великий праздник был отменен, но этот затуманенный, иногда жестокий, но все же очаровательно красивый город украшен для большого праздника, — пишет корреспондент. — Копии красного знамени, который был поднят над Рейхстагом в Берлине в 1945 году, реют на каждой тихой улице. Рекламные щиты возле закрытых театров рекламируют патриотические концерты, спектакли и песенные фестивали, ни один из которых не будет проведен».
Корреспондент не преминул отметить, что даже воздушную часть парада, которую всё же провели для москвичей, мэр Москвы Сергей Собянин не рекомендовал жителям смотреть. Он также описал введенные в Москве беспрецедентные меры изоляции, которых нет даже в Нью-Йорке и Лондоне.
И последнее, что сделал корреспондент — провел параллель между Москвой 1991 года, когда развалился Советский Союз, и днем сегодняшним. «Тогда город также пребывал в подвешенном состоянии, был оторван от предсказуемого и ожидал не то чтобы чумы — хотя некоторые россияне, безусловно, считали приход капитализма ужасным бедствием — но некоторой ясности, поскольку ритуалы советской жизни тогда исчезли. За исключением, конечно же, Дня Победы», — написал корреспондент.
День Победы оставался последней скрепой, общей для большой многонациональной и многоконфессиональной страны. Отказ от него в юбилейный год будет иметь огромные деморализующие последствия для тех, кто поддерживал власть.
Потому что внятного ответа на вопросы, почему надо было прекращать показ имен павших и почему нельзя было провести парад хотя бы при пустых трибунах (для телевидения), нет.