Испания отказалась занять место в оси Берлин-Париж-Лондон в ЕС после Brexit
Традиционную привязанность Мадрида к оси Париж-Берлин внутри Евросоюза разрывает правительство Педро Санчеса, отдав предпочтение ситуационным альянсам, 7 февраля сообщает El Pais.
«Идея новой директории устарела», — заявили источники в испанской дипломатической службе после первого визита в Варшаву президента Франции Эммануиля Макрона. Во время этого визита возродилась идея о том, что так называемый Веймарский треугольник или союз между Францией, Германией и Польшей может взять на себя управление Евросоюзом после Brexit.
Наведение мостов между Парижем и Польшей совпадает с тесной связью Берлина с Нидерландами, еще одной страной, призванной стать ключевой для франко-германской оси. Эти изменения полностью меняют расклад в Европейском Союзе, потому что сразу несколько стран борются за место, оставленное Лондоном в качестве третьей силы Евросоюза.
Испания не пожелала участвовать в «кастинге», чтобы заменить Великобританию в качестве третьей силы франко-германского локомотива Европейского союза. По данным дипломатических источников издательства El Pais, правительство Педро Санчеса предпочитает делать ставки на временные союзы с различными членами Европейского союза в зависимости от конкретных интересов в каждый момент или от повестки ЕС.
Новая стратегия представляет собой радикальное изменение в отношениях Испании внутри Евросоюза, вопреки давнему стремлению прежних правительств выделиться, вытесняя других возможных кандидатов, таких как Италия или Польша. Нынешнее правительство выходит из этой гонки.
Дипломатический поворот Испании вполне согласуется с новыми обстоятельствами ЕС, отмеченными с одной стороны трещащей по швам франко-германской осью, а с другой стороны — растущим числом ситуационных альянсов между остальными партнерами, которые объединяются для решения конкретных вопросов. Эта модель также отвечает и потребностям первого коалиционного правительства Испании, в котором евроэнтузиазм социалистов должен будет сосуществовать с еврокритикой «Унидас Подемос» (Unidas Podemos). Отсутствие привязки к блоку облегчит правительству маневрирование в различных аспектах европейского проекта.
Италия как третья экономика ЕС казалась бесспорным кандидатом на это место. Однако ее политическая нестабильность и, прежде всего, огромное количество евроскептиков (Лига Маттео Сальвини выиграла прошлогодние европейские выборы с 34,2%) не позволяет присоединиться к франко-германской оси — выразителю европейских амбиций, особенно Макрону.
Сомнения в Италии привели к тому, что в кулуарах следующим естественным претендентом сделали Испанию из-за ее демографического (46,6 миллиона жителей, на восемь миллионов больше, чем в Польше) и экономического веса (четвертая экономика ЕС). К этим преимуществам добавляется и благоприятное общественное мнение, которое является одним из наиболее лояльных по отношению к политической и экономической интеграции Европы.
Но испанская дипломатия, возглавляемая министром иностранных дел Аранчей Гонсалесом Лайей, не считает приоритетной ставку на эту позицию в новом соотношении сил в Евросоюзе. «Замена Великобритании обсуждается так, как если бы ее можно было заменить», — с иронией указывают дипломатические источники. Помимо численности населения (66 миллионов жителей) и экономической мощи (2,5 миллиарда евро, вдвое больше, чем в Испании и в пять раз больше, чем в Польше), Соединенное Королевство обладает самой большой армией в Европе (с ядерным оружием), она занимает постоянное место в Совете Безопасности ООН и являлась крупнейшим финансовым центром в зоне евро.
Международный вес любой совместной позиции в Берлине, Париже и Лондоне не сравнится ни с одним тройным союзом, который может возникнуть в ЕС. Фактически и Франция, и Германия ясно дали понять, что даже после Brexit Великобритания останется привилегированным союзником в обороне и внешней политике.