В древней Монголии существовало развитое производство зерна — исследователи
Неожиданные данные о выращивании зерна во времена Монгольской империи ханов (около 1200–1400 гг. н. э.) получили исследователи из Института изучения истории человека Макса Планка (Max Planck Institute for the Science of Human History), сообщает 3 марта Phys.org.
Сегодня выращивание сельскохозяйственных культур составляет лишь небольшой процент от производства продуктов питания в Монголии, что стало основанием для утверждений о Монголии как примере формирования политической системы без интенсивного ведения сельского хозяйства. С помощью изучения изотопов из костного коллагена и зубной эмали был реконструирован рацион древних монголов, в котором постоянно отмечается наличие зерна проса.
Исследователи взяли образцы зубов и ребер у 137 ранее обнаруженных останков людей, проживавших на этой территории, благодаря которым смогли отследить рацион во время их жизни. Так, рацион древних монголов в бронзовом веке основывался на молоке, мясе и, видимо, небольшом количестве растений.
Позже, во времена Империи Сюнну, некоторые люди оставались на диете бронзового века, а другие потребляли большое количество продуктов на основе проса. При этом те, кто жили недалеко от имперских центральных районов, скорее всего, потребляли больше продуктов на основе проса, чем те, которые живут дальше от центров. Исследователи считают, что этот факт предполагает имперскую поддержку сельскохозяйственной деятельности.
Таким образом, исследование показало, что развитие самых ранних империй в Монголии, как и в других частях мира, было связано с разнообразной экономикой, которая включала местное производство зерна. Доктор Брайан К. Миллер отметил: «В этом отношении исследование приближает нас на один шаг к пониманию культурных процессов, которые привели человечество в современный мир».
Представление о том, что в монгольской истории экономика основывалась только на кочевом скотоводстве, исказило дискуссии о социальном развитии в этой части мира. Доктор Шеван Уилкин отмечает, что «отказ от наших предвзятых представлений о том, как выглядит предыстория, и изучение археологических данных с использованием современных научных подходов заставляет нас переписывать целые разделы прошлого человечества».