Разработчик вооружений: институт прекрасно учит, а мы потом переучиваем
Всероссийское совещание «Проблемы подготовки кадров для предприятий ОПК» прошло в БГТУ им. Устинова «Военмех», 16 ноября сообщает корреспондент ИА Красная Весна.
Со вступительным словом к собравшимся обратился ректор Балтийского государственного технического университета Константин Иванов: «Цель нашего круглого стола — достучаться до правительства, что необходимо уделять внимание образованию студентов, будущих специалистов. Мы прошли разные времена. Был период, когда пытались закрыть специалитет и некоторые специальности. На мероприятии присутствуют все наши партнеры, без которых мы не мыслим дальнейшее развитие. Я надеюсь, что наш круглый стол донесёт нашу резолюцию в очередной раз правительственным структурам. Мы обменяемся опытом работы, которая существует в разных вузах на разных предприятиях. Не секрет, что у нас имеются хорошие контакты с теми предприятиями, где очень хорошо поставлена кадровая политика. Без грамотной кадровой политики серьезного взаимодействия с вузами невозможно».
На совещании была представлена статистика вовлеченности студентов в программу «новые кадры ОПК». Программа заключается в целевой подготовке для студентов-старшекурсников, которые в дальнейшем должны стать высококлассными специалистами. Студентов нагружают дополнительными профильными предметами по специальности, которая прописана в договоре между обучающимся и предприятием.
Были подняты проблемы адаптации выпускников на предприятиях, подписавших целевые договора. «Вы понимаете, у нас схема построена примерно таким образом: институт прекрасно учит, а мы потом переучиваем. Очень много специфических вопросов. Ребята, которые к нам приходят не только не знают, как разрабатывать технику, но они ещё не умеют работать в коллективе вместе с теми людьми, с которыми потом будут строить космические аппараты. Вот отсюда этот процесс затягивался очень долго. У нас, естественно, очень хорошие отношения с СибГАУ, начиная с 5-го курса у нас на кафедре работает специальное подразделение. Но этого оказалось маловато. Маловато, почему? Во-первых, такая практика была только в СибГАУ. Но затем мы увидели, что необходимо немножко пошире этих ребят образовывать по специальным дисциплинам. Отсюда в военмех пошли магистранты. Но самое главное, чтобы, получив эти знания за год, он (студент) был готов уже тянуть лямку за компьютером нашего предприятия. Смысл очень простой: немедленный, организованный процесс подготовки специалистов. У нас нет времени ждать. Сейчас очень интересно: старики уходят, проблема на молодых, среднего звена везде нет. И молодые обязаны решать сложные, серьёзные задачи. И отсюда вывод, что долго расхолаживаться нельзя!», — сказал профессор М. В. Халиманович, директор отраслевого центра крупногабаритных трансформируемых механических систем. Было отмечено, что период адаптации уменьшается, если у предприятия имеется базовая кафедра в вузе, с которым заключен договор о целевом наборе студентов.
Участники пленарного заседания отметили, что целевой набор стал альтернативой разнузданной анархии, которая образовалась с отменой государственного распределения в 90-е годы.
Также на совещании было предложено активнее предприятиям участвовать в целевых программах ОПК, в частности стимулировать студента-целевика стипендией от предприятия, а в случае не соблюдения пунктов договора возмещать материальный ущерб. Было замечено, что некоторые предприятия неохотно участвуют в целевых программах, иногда в одностороннем порядке разрывают целевой договор, заявляя, что специалисты данного профиля им не нужны.
Напомним, что в БГТУ им. Устинова «Военмех» проходит неделя науки и техники, в рамках празднования 85-й годовщины вуза. Всю неделю в учебном заведении идут праздничные мероприятия, конференции, на выставках демонстрируются некоторые новейшие разработки предприятий, с которыми Балтийский университет заключил договор о целевом обучении.
Министр образования в России сменился, а проблемы остались прежними. И удивляться этому не стоит. Система образования — не есть нечто самодостаточное; ее цели, ее качество, особенности ее работы напрямую зависят от существующей общественно-экономической системы.
Капитализм в России (как и везде) стремится к извлечению прибыли. Оборонная сфера не является исключением из правила: ее не развивают, а «оптимизируют» (разворовывают). На лишние, экономически «неэффективные» кадры тратиться никто не собирается. Российскому капиталу вообще требуются не творческие, высокообразованные люди — а потребители, работники сферы услуг, нефтегазовой отрасли, чернорабочие.
Образование, выходящее за пределы описанных нужд, поддерживается по остаточному принципу — из-за боязни вызвать резкий протест населения. Следовательно, проблема правильного обучения студентов по факту перекладывается с государства на граждан. Именно самим гражданам (а не власти и не правящему классу) все еще нужно, чтобы «оборонка» и другие «лишние» с точки зрения капитализма отрасли развивались.
Эта ситуация, по сути, и описывается выступающими на всероссийском совещании «Проблемы подготовки кадров для предприятий ОПК»: они (а не правительство) беспокоятся об обучении студентов. Однако собравшиеся боятся признать, что правительство не уделяет внимания их усилиям не по простому недосмотру, а потому, что подготовка кадров для ОПК больше не входит в сферу его реальных интересов. Организаторам необходимо привлечь к проблеме внимание общественности, организовать давление на власть «снизу» — только таким образом можно действительно заставить правительство предпринять правильные шаги.