Ученые ТГУ установили, что накопление микропластика в осах возросло

Изображение: (cc) Хольгер Грёшль
Оса обыкновенная Vespula vulgaris

Исследование накопления микропластика в окружающей среде и живых организмах, в частности, в насекомых, являющихся биоиндикаторами состояния наземных экосистем, проводят ученые Биологического института (БИ) Томского государственного университета (ТГУ), 14 февраля сообщает пресс-служба университета.

Биологи ТГУ в течение 10 лет (с 2012 по 2021 год) ежегодно проводили исследование ос, собранных в Томской области, которое показало наличие микропластика (МП) в кишечнике каждой особи. Причем ученые зафиксировали увеличение его концентрации с 2019 года.

Результаты исследований были представлены в статье «Многолетняя динамика накопления микропластика в кишечном тракте наземных насекомых на примере осы обыкновенной Vespula vulgaris (Linnaeus, 1758) (Hymenoptera: Vespidae)», опубликованной в Russian Entomological Journal (Q2).

Заведующая кафедрой беспозвоночных БИ ТГУ Анастасия Симакова рассказала о задаче исследования, проведенного в рамках стратегического проекта университета «Глобальное изменение Земли: климат, экология, качество жизни»:

«В отличие от хорошо изученных морских и пресноводных экосистем, встречаемость микропластика в наземных экосистемах остается практически без контроля. Предварительные оценки показывают, что количество микропластика в наземной среде может быть в несколько раз больше, чем в пресных водоемах и океанах. Одним из биоиндикаторов состояния наземных экосистем являются насекомые. Для анализа накопления токсичных веществ мы выбрали ос».

Обыкновенная оса встречается почти на всех континентах, а быстрое с высокой продуктивностью размножение и чрезвычайно широкий рацион питания делают ее удобным объектом для таких исследований.

Все образцы ос для изучения собирались в окрестностях села Киреевск Томской области, и в каждой осе был обнаружен микропластик. Он представлял собой фрагменты и волокна разного цвета и размера, причем статистически значимых отличий в содержании МП в осах выявлено не было, зато зафиксировано, что с 2019 года количество таких частиц, приходящееся на одну особь, возросло.

В последние годы было отмечено увеличение присутствия как волокон большего размера, так и мелких частиц. Ученые предполагают, что первое связано с увеличением производства и потребления синтетического текстиля, а количество фрагментов менее 0,05 мм возрасло из-за постепенного распада микропластика на нанопластик.

Именно эта способность пластика не разлагаться, а распадаться под действием солнца, воды и ветра на более мелкие частички наиболее опасна, так как приводит к расширению территории загрязнения.

«Поглощение микропластика живыми организмами не связано с прямыми фатальными последствиями, но вызывает хронические расстройства, — указывают исследователи в статье. — Например, происходит снижение потребления пищи или даже голодание, нарушение развития и поведенческие изменения. Вместе с тем накопление микропластика в живых системах может вызывать долгосрочные токсические эффекты».

Кроме того, частицы микропластика могут стать пищей для условно-патогенных микроорганизмов или бактерий, устойчивых к антибиотикам, что может оказать неблагоприятное воздействие на биоразнообразие и функционирование экосистем.

Как рассказала Анастасия Симакова, начатые в Томской области исследования в настоящее время значительно расширены. Сейчас образцы для них собираются на территории от Таймыра до Алтая, в Крыму, на Дальнем Востоке и других регионах России. Это позволит ученым получить более широкую картину и оценить степень загрязненности окружающей среды микропластиком в разных точках, увидеть, есть ли отличия, и определить территории, наиболее загрязняемые микропластиком.

Также в БИ ТГУ продолжаются начатые ранее эксперименты с кровососущими комарами. Ученые уже узнали, что личинки комаров, живущие в воде, активно накапливают в кишечнике полимерные микрочастицы, а после их превращения во взрослых комаров эти частицы попадают на сушу.