Адвокат назвал неизбежной экстрадицию в Белоруссию еще одного оппозиционера
Возможность обжалования судебного решения по экстрадиции из России белорусского оппозиционера Андрея Казимирова — не более чем временная «передышка», заявил адвокат Олег Барсуков 28 мая в комментарии ИА Красная Весна.
Эксперт прокомментировал постановление Мосгорсуда, который 27 мая оставил в силе решение заместителя генерального прокурора России от 29 апреля об экстрадиции в Белоруссию Андрея Казимирова для привлечения его к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 293 белорусского УК (участие в массовых беспорядках). Суд таким образом отказал в удовлетворении жалобы Казимирова и его адвокатов на решение прокуратуры об экстрадиции.
Юрист пояснил, что взаимно принятый Белоруссией и Россией порядок межгосударственного взаимодействия устанавливает, что решение об экстрадиции принимает генеральный прокурор страны, которая выдает преступника. «Разница разве в том, что, в отличие от Белоруссии, в России санкцию на арест дает суд», — пояснил адвокат.
Таким образом, считает эксперт, защите Казимирова едва ли удастся отменить решение прокуратуры об экстрадиции.
«Мосгорсуд отказал Казимирову в первой инстанции, оставляя возможность для апелляции, но это отнюдь не дает больших надежд вероятному участнику массовых беспорядков», — пояснил адвокат.
Эксперт пояснил, что [непосредственное] участие в массовых беспорядках наказуемо в России так же, как и в Белоруссии, и что даже если защита обжалует решение Мосгорсуда в апелляционной инстанции, то «вероятность удовлетворения такой жалобы ничтожно мала, практически равна нулю».
«Суд при рассмотрении жалобы Казимирова вряд ли станет учитывать доводы о „недоказанности“ преступления, поскольку при проверке жалобы суд не вправе рассматривать дело по существу [подозрения или обвинения]», — объяснил адвокат.
«Взаимная выдача преступников между Белоруссией и Россией — одна из наиболее отработанных межгосударственных процедур, и занимает на практике, как правило, не более двух-трех месяцев, включая время рассмотрения всех жалоб и апелляций», — пояснил адвокат.
«Если деяние, в котором обвиняют фигуранта, преступно не только в Белоруссии, но и в России (а в данном случае это так), то экстрадиция практически неизбежна», — пояснил эксперт.
Поскольку участие в массовых беспорядках признается преступлением и в Белоруссии, и в России (как, впрочем, и во многих других странах мира — прим. ИА Красная Весна), то и экстрадицию Казимирова в данном случае можно считать практически предопределенной, «это дело нескольких недель», заключил эксперт.
Андрей Казимиров — активист из Бреста. Прошлым летом он участвовал в акциях протеста против результатов президентских выборов в стране. Затем уехал из страны после двух суток в милиции. Оппозиционер сообщал, что подвергался побоям со стороны сотрудников правопорядка и попросил убежища в России.
Казимирова задержали в Москве в начале 2021 года в связи с запросом Белоруссии, откуда он скрылся после допроса в качестве подозреваемого в причастности к массовым беспорядкам и избрания ему меры пресечения в виде подписки о невыезде.
В решении московского суда указано, что активист 10–11 августа принял участие в беспорядках, сопровождавшихся «применением в качестве орудий совершения преступления досок, палок, уличных мусорных урн, фрагментов скамеек, тротуарной плитки и асфальта, бутылок, камней, металлических болтов, емкостей с краской, пиротехнических изделий и других неустановленных предметов».
Отметим также, что часть 2 статьи 293 УК Белоруссии, по которой у себя на родине должен быть привлечен Казимиров, предусматривает ответственность за непосредственное участие в массовых беспорядках, сопровождающихся насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества или вооруженным сопротивлением представителям власти и предусматривает лишение свободы на срок от трех до восьми лет.