Исследователь: в гедонистическом обществе нет места морали
Гедонизм как явление и отношение к нему в разные эпохи обсудили на дискуссионном клубе «Суть времени» в Москве в библиотеке им. Л. Н. Толстого 13 декабря, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.
Гедонизм — это учение, утверждающее, что удовольствие является высшим благом и смыслом жизни человека, единственной реально важной ценностью, на которую, конечно, могут «работать» другие ценности, но только лишь как средства, как инструменты, отметил исследователь Ваган Караханян.
Докладчиком была представлена подробная историческая справка по этому вопросу. Он отметил, что впервые о гедонизме заговорил древнегреческий философ Аристипп (435–355 гг. до н. э.), ученик Сократа, софист. Смысл жизни по Аристиппу — в получении физического удовольствия, а удовольствие имеет телесную природу. Аристипп писал: «Телесное удовольствие является целью жизни». У гедонистического учения Аристиппа были и сторонники (Киренская школа), и противники (Киническая школа). Эпикур, например, считал, что целью жизни должно быть не обладание максимумом удовольствия человека, а максимальное освобождение от страданий и боли.
В Древнем Риме самым известным сторонником гедонизма являлся Тит Лукреций Кар. Он, как и Эпикур, прославлял безмятежность, позволяющую избегать страдания и тем самым получать доступ к потреблению удовольствий, рассказал исследователь.
В 16 веке гедонистическая этика пользовалась популярностью. Одним из ярких ее примеров в литературе стало произведение Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». «Ярким периодом прославления гедонизма со стороны аристократии был и „галантный век“. Именно тогда гедонизм стал жизненным принципом в психологии аристократии 18 века в Европе, и в частности, во Франции», — было отмечено в докладе.
Далее докладчик перешел к современности и рассказал, что в наше время существует философская концепция под названием трансгуманизм, которая полагает, что в будущем необходимо использовать достижения науки и определенные технологии для искусственного изменения психики и физических возможностей человека. Значительная часть трансгуманистов придерживается гедонистических ценностей, они считают, что одним из главных направлений дальнейшей, как они говорят, «автоэволюции биосферы», будет повышение счастья человека и животных. И должно это происходить с помощью прямого воздействия на мозг человека, животного.
Наиболее известным представителем гедонистического трансгуманизма является британский философ Дэвид Пирс. В своей книге «Гедонистический императив» Пирс рассматривает гедонизм как основополагающую нравственную ценность для всей биосферы. Не просто для отдельного человека, а для всего живого на земле.
Исследователь отметил, что Дэвид Пирс призывает к использованию всех доступных средств для этих целей, включая сильнодействующие психотропные препараты. И тут совершенно неудивительно, что он же и является последовательным сторонником легализации наркотиков.
Докладчик также подчеркнул критическое отношение церкви к гедонистическому учению и привел несколько критических примеров.
Тема вызвала большой интерес у слушателей и дискуссию на тему современного отношения общества к философии удовольствий.
Напомним, что Дискуссионные клубы «Суть времени» проходят во многих городах России и на нескольких площадках Москвы. Клуб в библиотеке Л. Н. Толстого проводится еженедельно по средам с 19:30.