Известные челябинцы вспомнили  об участии в референдуме о сохранении СССР

Наша дружба крепка как сталь! Советский плакат
Наша дружба крепка как сталь! Советский плакат

Воспоминаниями об участии в референдуме о сохранении СССР, который проходил 30 лет назад 17 марта 1991 года, поделились известные жители Челябинска, 17 марта сообщает региональный портал 74.ru.

«В 1991 году состоялся первый всесоюзный референдум, который многих воодушевил, но ничего не дал (…) Мы попросили известных челябинцев дать оценку тем событиям», — написали журналисты портала в материале, посвященному юбилейной дате референдума.

«Как именно я голосовал, не помню», — сообщил челябинский краевед и историк Юрий Латышев. Он добавил, что «скорее всего, за сохранение Союза» поскольку «в 1990–1991 годах жизнь уже стала сложнее, был дефицит продуктов, рост цен и так далее».

«Я считал, что участь Союза всё равно решена, и, как говорил академик Сахаров, лучше разойтись и снова объединиться — думаю, он был прав», — сказал экс-заместитель главы администрации Челябинской области Борис Мизрахи.

«А вы помните, что вас заботило в 23 года? Референдум или молодая девушка?» — говорит экс-депутат Челябинской городской думы Марк Болдов, добавляя, что ему жаль, что СССР исчез.

«Последние десять лет застоя при Леониде Ильиче Брежневе нас ослабили, и нужно было трансформироваться. И я бы проголосовал именно за это: за сохранение с трансформацией. Например, нужно было менять дотационные отношения между республиками. Но в остальном распад СССР — трагедия, в которой было потеряно целое поколение, поколение наших родителей, которые оказались за чертой бедности. Уверен, этого можно было избежать», — говорит Марк Болдов.

Доктор политических наук, экс-глава челябинского филиала РАНХиГС Сергей Зырянов в тот день 17 марта 1991 года голосовал за сохранение Союза «потому что вырос и воспитан в СССР, а это бесследно не проходит».

Сергей Зырянов сказал, что в итоге референдум ни на что не повлиял.

«Люди голосовали за то, что им привычнее и удобнее, но когда всё рушилось, у них не хватило энергетики, чтобы то привычное и удобное спасать. Были активные защитники Союза, которые критиковали Ельцина и создавали свои партии, но у них не было политических ресурсов, чтобы препятствовать развалу. То есть референдум отражал настроения людей, но не их готовность спасать Союз любой ценой», — сказал Сергей Зырянов.

Напомним, референдум о сохранении СССР стал первым всесоюзным референдумом в истории Советского Союза. И хотя он не получил стопроцентного охвата, поскольку в нем отказались участвовать Прибалтийские республики, Молдавия, Армения и Грузия (часть их населения все же проголосовала), тем не менее он вошел в историю, как свидетельство того, что советские граждане хотят остаться вместе.

За сохранение Союза проголосовало 76% (113 миллионов человек). Голосование показало, что республики выразили большее желание сохранить СССР. Так в Туркмении за сохранение Союза проголосовало 98% избирателей, в Узбекистане — 95%, в Киргизии — 93%.

Вопрос референдума звучал так: «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?»