Эра гегемонии доллара в международных расчетах должна закончиться, считают аналитики. О чем идет речь, об «усталости титана» США или о новой финансовой архитектуре для меняющегося мира?

США могут отказаться от статуса доллара как резервной мировой валюты — FA

Рембрандт. Притча о богаче. 1627
Рембрандт. Притча о богаче. 1627

Гегемония доллара как резервной мировой валюты приносит экономике США больше издержек, чем плюсов. В близкой перспективе не исключен односторонний отказ США от доллара как единственной мировой валюты, говорится в статье, опубликованной 28 июля в издании Foreign Affairs.

«Даже если большая часть остального мира хочет, чтобы Соединенные Штаты сохраняли роль доллара в качестве резервной валюты и продолжили оставаться гарантом международной безопасности, — Вашингтон может решить, что он больше не может позволить себе этого», — пишут авторы статьи.

Авторами инициативы выступают Саймон Тилфорд, экономист Форума за новую экономику (Forum for a New Economy) и Ханс Кунднани, старший научный сотрудник Королевского института международных отношений (Chatham House) Великобритании. Статус авторов убеждает в необходимости присмотреться к тому, что они предлагают.

В статье под заголовком «Пришло время отказаться от гегемонии доллара» аналитики обсуждают нарастающие издержки, которые несут США вследствие сохранения гегемонии доллара в международных расчетах. Авторы настаивают, что для достижения внутреннего баланса экономики США необходимо ограничить использование доллара как главной мировой резервной валюты.

Они напоминают, что в 60-х годах прошлого века министр финансов Франции Валери Жискар д’Эстен жаловался на то, что доминирование доллара дает США исключительные привилегии, позволяющие дешево занимать у остального мира и жить не по средствам.

С ним соглашались союзники и противники США, признают авторы. Но исключительные привилегии влекут за собой исключительные издержки, которые ложатся тяжким грузом на конкурентоспособность США в торговле, и порождают безработицу. По мере спада мировой экономики эти риски будут только увеличиваться, говорится в статье.

Преференции от главенства доллара накапливаются главным образом в финансовых инструментах и у больших компаний, а издержки переносятся на рабочих. Поэтому продолжающаяся гегемония доллара усугубляет неравенство так же сильно, как и текущая политическая поляризация внутри США.

Гегемония доллара не предопределена, считают аналитики. Аналитическое сообщество опасается, что Китай и другие игроки могут отказаться от доллара и диверсифицировать валютные резервы, преследуя экономические или стратегические цели. На сегодняшний день мало оснований полагать, что мировой спрос на доллары иссякает.

Однако существует другой вариант, считают авторы, при котором США теряют свой статус эмитента мировой валюты. Причиной могут стать внутренние экономические и политические издержки, которые возрастут слишком сильно.

США уже отказались от многосторонних обязательств по международной безопасности, что породило споры среди международных экспертов на тему того, не означает ли это в будущем отказ от гегемонии в более широком смысле. США могут аналогичным образом поступить с долларом, даже если остальной мир будет сохранять его роль в качестве мировой резервной валюты.

Доминирование доллара базируется на мировой зависимости от него. Иностранные капиталы бегут в США, потому что это спокойное место для инвестиций, а также из-за малого числа альтернатив.

Этот поток капитала во много раз превосходит потребности финансирования торгового оборота внутри страны. Другими словами, США не просто живут не по средствам, а приспосабливаются к избытку иностранных капиталов.

Гегемония доллара также связана с распределением внутри США, которое создает победителей и проигравших. Победители — это банки, которые выступают как посредники в получении капитала и обладают чрезмерным влиянием на экономическую политику США. Проигравшие — это производители и рабочие. По мере укрепления доллара экспорт США становится всё более дорогим, что ведет к сокращению мирового спроса на дорогие товары из США, это, в свою очередь, приводит к потере рабочих мест в обрабатывающей промышленности.

Это уже вызвало усиление социально-экономических разногласий, что привело к тому, что штаты так называемого ржавого пояса проголосовали на выборах 2016 года за Дональда Трампа, сообщает статья.

Внутренние издержки, связанные с притоком капитала в доллар, вероятно, будут только возрастать и сильнее дестабилизировать США в будущем, считают авторы. Поскольку Китай и другие развивающиеся страны продолжают расти, доля США в мировой экономике сокращается, приток капиталов в США будет расти по отношению к экономике. Внутренние противоречия между банками и промышленностью будут усиливаться.

В какой-то момент у США не останется выбора, кроме ограничения притока капитала в экономику, даже если это будет связано с отказом от доллара как мировой валюты. Авторы напоминают, что подобная ситуация уже была в начале XX века, когда Великобритания уступила финансовое лидерство растущим США. С середины XIX века до Первой мировой войны Великобритания выступала главным мировым кредитором, а фунт стерлингов — главным средством финансирования международной торговли. В то время ценность денег определялась их возможностью обмена на золото, согласно золотому стандарту.

В первой половине XX века экономика Великобритании пришла в упадок, ее экспорт стал менее конкурентоспособным. Но так как она придерживалась золотого стандарта, торговый дефицит означал вывоз золота из страны и рост внутренних цен. По этой причине Великобритания отказалась от золотого стандарта в ходе Первой мировой войны и стала страной-должником. США, накопившие на тот момент самые большие запасы золота, заменили ее в качестве главного мирового кредитора.

В 1902 году государственный секретарь по делам колоний Джозеф Чемберлен назвал Великобританию «уставшим титаном». Сегодня этот термин как нельзя лучше подходит к США, считают авторы. Теоретики международных отношений спорят о степени и масштабе упадка США и даже о перспективах «постамериканского» мира, говорится в статье.

Вместе с тем, считают аналитики, на данный момент доллар выглядит более уверенно, чем когда-либо. Даже когда экономика США погрузилась в рецессию и потеряла миллионы рабочих мест, спрос на доллар вырос. То же самое было после финансового кризиса в 2008 году.

Несмотря на то, что действия Трампа во время пандемии укрепили мнение, что США находятся на спаде, действия Федеральной резервной системы и инвесторов по всему миру подчеркнули центральную роль доллара в мировой экономике.

Однако США не стоит обольщаться, так как приток капитала будет продолжать наносить ущерб американской экономике, а вызванный пандемией экономический спад лишь усилит страдания рабочих.

В целях ослабления растущего недовольства в штатах «ржавого пояса» США следует принять меры по ограничению импорта капитала. Один из способов — ограничить выпуск новых долларов с целью повысить стоимость валюты, чтобы иностранцы отказались ее покупать. Это повысило бы конкурентоспособность товаров из США, но привело к еще большему замедлению инфляции.

Китай и еврозона блефуют, когда призывают к снижению глобальной роли доллара, считают аналитики, уточняя, что никто из призывающих не годится на роль поставщика доминирующей мировой валюты.

Впрочем, по мнению авторов, это необязательно должно помешать США отказаться от долларовой гегемонии.

Например, предлагают авторы, можно ввести налог на краткосрочные спекулятивные иностранные инвестиции, но оставить свободными долгосрочные инвестиции. Такая политика позволит удалить источник торговых дисбалансов за счет сокращения притока капитала и уменьшить непродуктивные прибыли финансовых учреждений.

В оптимистичном сценарии три мировых экономических центра — Китай, США и Евросоюз — согласились бы построить валютную корзину, основываясь на специальных правах заимствования Международного валютного фонда, либо наделить МВФ регулирующими функциями. Пессимистичный и более реалистический сценарий состоит в невозможности сотрудничества и усиления экономического противостояния.

Даже если не удастся найти совместное решение, для США может иметь смысл в одностороннем порядке отказаться от долларовой гегемонии, считают аналитики, уверенные, что это открывает путь «к более стабильной и справедливой экономике США и мировой экономике».