Планы по строительству «второго Босфора» были разработаны в 2011 году, а окончательно утверждены в марте 2021 года

Турецкие адмиралы поплатились за критику канала «Стамбул»

Джон Сингер Сарджент. Стамбул. 1891
Джон Сингер Сарджент. Стамбул. 1891

В Турции задержаны десять человек по делу о письме адмиралов в отставке, которые выступили с публичной критикой канала «Стамбул», проекта президента Реджепа Тайипа Эрдогана.

Британская The Guardian сообщает подробности крупного задержания, а также пишет о том, что именно представляет из себя проект канала «Стамбул».

Ордер на арест десяти отставных генералов от 5 апреля был выдан на следующий день после того, как группа из 104 бывших высокопоставленных чиновников ВМФ Турции подписала открытое письмо — предупреждение о том, что канал «Стамбул» может нанести ущерб безопасности страны.

По мнению высокопоставленных военных, проект ставит под угрозу Конвенцию Монтрё 1936 года, закрепившую суверенитет Турции над проливами Босфор и Дарданеллы из Черного в Средиземное море.

Конвенция Монтрё, подписанная 85 лет назад, предоставила Турции возможность сохранить нейтралитет во время Второй мировой войны и ни в коем случае не должна быть нарушена «ради выживания Турции», заявили военные.

Открытое письмо с критикой плана правительства было с яростью встречено турецкими официальными лицами, которые трактовали его как прямой вызов со стороны военных гражданскому правительству, аналогично «временам переворота».

Турецкие высокопоставленные военные продолжительное время считали себя гарантом светской конституции страны. Военные совершили три военных переворота в период между 1960 и 1980 годами.

Правительство Эрдогана также пережило попытку переворота в июле 2016 года, в которой обвинило последователей обосновавшегося в США имама и проповедника Фетхуллы Гюлена.

Сотни тысяч военнослужащих, гражданских служащих, адвокатов и ученых были уволены с работы или арестованы за последние пять лет по обвинению в связях с Гюленом. Новые «диссиденты» немедленно были подвергнуты преследованию.

«Группа отставных солдат ставят себя в смешное и жалкое положение своим заявлением», — написал на своей странице в Twitter пресс-секретарь президента Ибрагим Калин, добавив, что «народ и его представители никогда не допустят такого менталитета».

Главный пресс-атташе Эрдогана Фахреттин Алтун сказал: «Не только те, кто подписал, но и те, кто их поддерживает, ответят перед правосудием».

Генеральная прокуратура Анкары инициировала расследование в отношении 103-х отставных военных. Еще четыре человека, подозреваемых в причастности к составлению письма, будут вызваны в полицию в течение ближайших трех дней.

Проект канала «Стамбул» является самым амбициозным из десятков масштабных проектов по развитию инфраструктуры, которые вызвали экономический бум и ряд провалов Турции за 18 лет его пребывания на посту Эрдогана.

Планы по строительству «второго Босфора» были разработаны в 2011 году, а окончательно утверждены в марте 2021 года. Искусственный канал протяженностью 28 миль (45 км) планируется построить к западу от естественного водного пути, чтобы облегчить интенсивное движение и снизить риск несчастных случаев на Босфоре.

На сегодняшний день турецкие официальные лица утверждают, что действие Конвенции Монтрё 1936 года, которая открыла Босфор для гражданского судоходства и для военно-морских флотов соседних государств на Черном море, не будет распространяться на новый канал.

Это означает, что Турция теоретически может разрешить проход в Черное море любым судам, которые ей «симпатичны», включая военные корабли США, что фактически приведет к милитаризации акватории.

Строительство канала стоимостью более $13 млрд было приостановлено в 2018 году в связи с обвалом курса турецкой лиры. Реанимация планов строительства вызвала опасения среди не только военных, но и экологов, которые предупреждают о возможном экологическом хаосе, когда Стамбул может остаться без воды.

«Конвенция Монтрё о статусе проливов» была подписана 20 июля в 1936 году в швейцарском городе Монтрё с участием Турции, СССР, Великобритании, Франции, Болгарии, Румынии, Греции, Югославии, Австралии и Японии.

В ней оговаривается, что торговые суда всех государств в мирное и военное время (когда Турция является невоюющей стороной) пользуются полной свободой прохода и плавания в черноморских проливах днем и ночью независимо от флага государства и перевозимого груза без каких-либо формальностей.

Читайте также: Более 20 тысяч турецких военных изгнаны из армии после 2016 года