С застрявшего у берегов Болгарии судна часть удобрений попала в воду — СМИ
Застрявший на камнях у северного побережья Болгарии сухогруз VERA SU получил перекат по левому борту, часть груза попала в море, сообщает 25 сентября специализированное морское интернет-издание в Болгарии Maritime.bg со ссылкой на водолаза Найдена Недева, который произвел независимый осмотр судна.
На борту сухогруза VERA SU, который 20 сентября сел на мель, около 3,3 тыс. тонны азотных удобрений. «Имеется 100% вероятность утечки груза, я сегодня утром обследовал судно, видимость в районе носа была нулевая, я даже не смог обнаружить отверстие. Я взял пробу воды», — сообщил Недев.
Водолаз предупредил, что «до серьезной аварии осталось всего несколько часов». Он подчеркнул, что мутность, которую он заметил в районе судна, не может быть вызвана землей или песком.
По словам дайвера, плавкран или баржа не смогут подойти к сухогрузу. По мнению Недева, единственный способ разгрузить судно, это использовать канатную дорогу или разгрузить удобрения вручную на небольшие лодки.
Напомним, следовавший из Украины в болгарский порт Варна сухогруз VERA SU 20 сентября из-за навигационной ошибки сел на мель в районе поселка Камен Бряг на северном побережье Болгарии. В результате удара судна о риф носовая часть получила серьезные повреждения, в том числе были повреждены балластные цистерны, которые в настоящее время полностью затоплены водой. Члены экипажа не пострадали и до сих пор находятся на борту судна.
План спасательной операции по снятию с мели сухогруза пока не согласован. Вариант выгрузить товар при помощи плавучего крана на другое судно, чтобы облегчить сухогруз и стащить его с камней на открытую воду, не был утвержден, поскольку рельеф дна и многочисленные прибрежные рифы не позволяют провести подобную операцию безопасно.
Предложенный турецкой компанией-судовладельцем план по частичной разгрузке сухогруза непосредственно в море был отвергнут природоохранным ведомством, поскольку судно потерпело аварию в районе заповедника.
Специалисты Института океанологии Фритьофа Нансена Болгарской академии наук сообщали, что застрявший сухогруз представляет потенциальную угрозу для акватории. Ученые не могут дать однозначного ответа, приведет ли возможное попадание 3,3 тонн удобрений к серьезному цветению фитопланктона в этом районе, поскольку есть ограничивающие факторы: снижение температуры воды и большое течение.
«Если такое количество этого типа вещества всё же попадет в воды Черного моря — будет серьезное химическое загрязнение», — сообщал директор института Океанологии Николай Валчев.
Ученые отметили, что если загрязнение произойдет, то оно может распространиться и иметь последствия для гидробионтов к югу от потерпевшего крушения судна. Эксперты подчеркнули, что этот вопрос еще необходимо изучать. Кроме того, они предупредили, что ожидается продолжительный период северо-восточных ветров, что представляет опасность для застрявшего судна.