В новом капитализме не осталось ничего человеческого — Кургинян

Пабло Пикассо. Герника. 1937
Пабло Пикассо. Герника. 1937

Фашисты хотели, чтобы человек стал зверем, а коммунисты — чтобы человек развивался и восходил, 6 апреля напомнил политолог, лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян в эфире передачи «Вечер с Владимиром Соловьевым» на телеканале «Россия 1».

Обсуждая, какую жизнь предлагает человечеству капитализм после пандемии коронавируса, Кургинян отметил, что современный капитализм уже получил название «контролирующего» капитализма или капитализма «наблюдения». По его мнению, в этом капитализме не осталось ничего человеческого.

Политолог напомнил, что изначально капитализм отказался развивать человека, а поставил его в строгие рамки закона. Однако Первая мировая война показала, что капиталистическая борьба всех против всех рано или поздно приведет человечество к войне на уничтожение. На этот кризис капитализма человечество дало два полярных ответа: коммунизм и фашизм.

И коммунисты, и фашисты стремились изменить человека. Фашизм хотел, чтобы человек преодолел в себе человеческое и стал зверем, а коммунизм — чтобы в человеке пробуждались высшие творческие способности и он восходил, отметил Сергей Кургинян.

«… и коммунисты, и капиталисты уже фашистского образца, неважно, национал-социалисты, грезили теми или иными изменениями человека. «Человеческое, слишком человеческое», говорил Ницше. Человек — зверь, белокурая бестия, говорил Гитлер и Гиммлер, человеческое — это то, что надо преодолеть, говорили они», — напомнил Кургинян.

При этом общественный строй был важен не сам по себе, а как средство восхождения человека, в случае коммунизма, или его деградация, расчеловечивание — в случае фашизма.

«О чем речь шла, об отношениях собственности? Нет, о человеке! О чем речь шла при коммунизме? Об отношениях собственности? Нет, о человеке! А отношения собственности, экономическое устройство — такое, чтобы человек восходил или опускался. Человек-зверь — это человек, который опускается», — подчеркнул Кургинян.

О полярности фашизма и коммунизма поется в песне «Священная война»: «Как два различных полюса, Во всем враждебны мы: За свет и мир мы боремся, Они — за царство тьмы».

«Кончился момент, когда было сказано, что человек будет таким, какой он есть и мы будем его регулировать, а он будет зол. Это кончилось. Эта карта была бита уже в 1918 году. После этого одна сторона начала разыгрывать карту восхождения человека — новый человек, а другая — человек — зверь. И эти два враждебных полюса столкнулись, как поется в песне», — сказал Кургинян.

После поражения коммунизма, мир вынужден был вернуться к тому типу капитализма, который уже продемонстрировал свое лицо в Первую мировую войну, а сейчас ведет мир к тотальной войне на уничтожение.

«Когда они (коммунизм и фашизм) столкнулись, и когда один выбыл из игры, и другой, возник новый как бы капитализм, который был новым, как хорошо забытое старое. Мир встал на рельсы империалистического развития, то есть закона неравномерности», — подчеркнул Кургинян.