Российский потребительский рынок стремительно идет вниз
В пятерку европейских стран с худшими потребительскими настроениями вошла Россия, сообщает 24 июля газета «Ведомости».
Падение индекса потребительской уверенности жителей России во II квартале составило 19% по сравнению с первым кварталом. Итоговое падение за прошедшее время с начала года составило 30%.
Данные индексы были рассчитаны Центром конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики (ВШЭ).
В ВШЭ отмечают, что индекс в предыдущие кризисы падал и сильнее: в 2015 году он упал на 32%, в 2009-м — на 35%, а в 1998–1999 гг. — на 45%. Однако эксперты отметили, что за всю историю наблюдений они не видели такого стремительного падения.
«Во время предыдущих кризисных эпизодов отрицательный эффект был накопительным, а индекс потребительской уверенности терял одномоментно не более 14–15%», — подчеркивают исследователи.
Основные показатели также выглядят очень тревожно — более 43% респондентов отметили, что за прошедший квартал ухудшилось их материальное положение. Только 10% опрошенных считают, что в ближайший год ситуация начнет исправляться.
«Хуже всего то, что наибольший пессимизм охватил самую производительную часть общества — людей в возрасте 30–49 лет. Представители данной категории больше других пострадали от коронакризиса, часть из этих людей потеряла полностью или частично источники своих доходов», — подчеркнул директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.
Он отметил, что данная тенденция очень тревожная, так как люди именно этого возраста формируют средний класс и являются двигателем экономики. Дополнительно, по его мнению, на это накладывается фактор снижения количества средневозрастных жителей, из-за старения и демографической ямы 90-х, что создает «горючую смесь».
Войдя в 1992 году в столь желанную для отечественного обывателя «семью» буржуазных стран, Россия немедленно получила в нагрузку все «прелести» капиталистической экономики. Одной из этих «прелестей» стали экономические кризисы, которые вызревают в капиталистической системе с обязательной периодичностью.
О закономерности и неизбежности этих кризисов классики марксизма писали еще в далеком XIX веке. Многочисленные попытки адептов «свободного рынка» как-то опровергнуть циклический характер экономических кризисов при капитализме за прошедшие 150 лет успехом не увенчались.
Первыми и главными жертвами экономических кризисов в капиталистической системе становятся рядовые потребители. Кризис ведет к снижению доходов основной части населения, а падение доходов заставляет «затягивать пояса» и ограничивать потребление.
Однако кризис, на пороге которого сегодня оказалась мировая экономика, не совсем обычен. Те же классики марксизма показали, что капиталистическая экономика может стабильно развиваться только при условии постоянного расширения рынков. Отсутствие новых рынков делает падение экономики особенно глубоким, а последствия кризиса для населения — особенно тяжелыми.
Последнее масштабное расширение капиталистических рынков произошло в ходе поглощения социалистической экономической системы в 80-е и 90-е годы прошлого века. Это расширение позволило отодвинуть глобальные экономические потрясения на несколько десятков лет.
Сегодня свободных рынков в мире больше нет. Поэтому кризис, в который сегодня валится мировая экономика, обещает быть особенно глубоким и тяжелым. Специалисты сравнивают его масштабы с Великой депрессией 1929–1933 годов. Следствием этого и стало столь тревожное поведение экономических показателей, одним из которых является индекс потребительской уверенности.