В Германии начали работать со студентами, чтобы вернуть доверие к власти

Изображение: Цитата из х/ф "Заводной апельсин". Реж. Стенли Кубрик. Великобритания, США. 1971
Промывка мозгов
Промывка мозгов

Доверие к авторитетным СМИ и государственным институтам в Германии упало до такой степени, что они в отчаянии начали идеологическую обработку студентов и школьников, заявил немецкий журналист Норберт Херинг 11 января на своем портале Geld und mehr.

Херинг утверждает, что в желании промыть молодежи мозги власти и СМИ «отказываются от всякой сдержанности». По его словам, для этого в ФРГ разрабатывается много учебных материалов, и «авторитетные СМИ и поддерживающие государство ученые снабжают ими органы образования, чтобы восстановить пошатнувшийся авторитет у детей путем их идеологической обработки». При этом всех сомневающихся причисляют к сторонникам теории заговора.

Журналист приводит пример одного из подобных курсов для школьников — «Выявление фейковых новостей и просмотр СМИ». Интересно, что одним из лекторов является сатирик Ян Бемерманн, который своим вводящим в заблуждение репортажем о предполагаемой связи с Москвой начальника Федерального управления по информационной безопасности Арне Шенбома спровоцировал незаконное отстранение этого чиновника от должности.

Бемерманн также в период пандемии короновируса совершенно необоснованно назвал студентов виновниками пандемии, приравняв их к чумным крысам. И этот человек теперь учит молодежь распознавать фейки.

Другой пример — учебный материал «Теории заговора в сети» радиокомпании NDR. В нем используется популярная манипуляторная стратегия: писать исключительно абсурдные истории о мировом правительстве, о космических рептилиях и т. п. Вместе с тем утверждается, что любые противоречащие позиции правительства и общепринятому мнению высказывания — явления того же рода.

В списке учебных материалов есть и книга американиста Майкла Баттера «Всё не так, как кажется. О теориях заговора», которую Херинг характеризует как «вероломно-глупую». В ней утверждается, что различие между тем, что является теорией заговора, а что нет, зависит не от фактов, а от отношения. В результате получается, что если человека начинают подозревать в настороженном отношении к властям, его объявляют распространителем теории заговора — вне зависимости от того, какую аргументацию он использует.

В свою очередь, платформа «Думать по-другому», поддерживаемая различными государственными учреждениями, в своих материалах для учителей прямо провозглашает девиз: «Для педагогического изучения конспирологического мышления, по-видимому, нет особого смысла просто пытаться деконструировать соответствующие теории с помощью фактов. Целесообразнее объяснить их способы действия и функционирования и сделать их открытыми для обсуждения». При этом на самом деле никакого обсуждения не происходит. Вместо этого, в ходе командных игр на примере особенно абсурдных теорий, студенты вынуждены отвергать всё, что связано с понятием теории заговора. Как подчеркивает Херинг, это чистая манипуляция.

Подобных учебных материалов в Германии много. Журналист отмечает, что их разработчики и распространители «используют термин „теория заговора“, чтобы заставить общественность — и в данном случае студентов — слепо доверять официальным версиям событий и считать их критику абсурдной».