Не радикально? В Петербурге хотят сажать родителей за семейный киднеппинг
Отправлять за решетку родителей, которые вопреки решению суда о том, с кем должен жить ребенок, скрывают, где он по-настоящему находится, предложили депутаты Заксобрания Петербурга, соответствующие поправки в УК РФ 17 мая поддержали на заседании комитета по законодательству, сообщает сайт ЗакСа.
По словам главы комитета Дениса Четырбока, законопроект подготовлен по поручению спикера ЗакСа Вячеслава Макарова. Поводом к инициативе послужил случай в семье матери двоих детей Юлии Шик: бывший муж женщины после разрыва вывез детей за границу и отказался пускать к ним мать. Не помогло и соответствующее решение суда.
Четырбок привел данные Федеральной службы судебных приставов за 11 месяцев 2018 года, согласно которым по исполнительным документам об отобрании и передаче ребенка в розыске находились 56 детей и нашли лишь половину из них.
«Следовательно, в 50% случаев решение суда об определении места жительства ребенка и о передаче ребенка от одного родителя к другому оказывается неисполненным, что, безусловно, наносит непоправимый вред материнству и детству», — заявил Четырбок.
Документом предлагается дополнить статью 315 УК РФ поправкой, карающей за злостное неисполнение вступившего в силу решения Фемиды о месте жительства детей. По мнению инициаторов законопроекта, эта «жесткая, но необходимая мера» позволит повысить эффективность исполнения судебных решений в процессе развода родителей.
«Мягкость российского законодательства в этой сфере сегодня позволяет бесконечно затягивать процесс передачи ребенка <…>. Реальная угроза уголовной ответственности охладит головы многих горе-отцов, решивших, что за деньги они могут купить себе вседозволенность, и заставит их вернуться в правовое поле», — приводит сайт ЗакСа мнение спикера Вячеслава Макарова.
Согласно законопроекту, за подобное поведение нарушителю могут грозить обязательные работы на срок до 480 часов, либо исполнительные работы на срок до 2 лет, либо арест на срок до 6 месяцев, либо лишение свободы на срок до 4 лет.
Комментарий члена Общественной Палаты РФ, федерального судьи в почетной отставке Людмилы Виноградовой:
Инициатива петербургских депутатов рискует повторить основной пробел так называемого законопроекта «о детях раздора», который был принят Госдумой в первом чтении в марте этого года. Оба законопроекта затрагивают взаимоотношения особой значимости, однако, во главу угла законодателями ставится усовершенствование процедуры передачи ребенка, а интересы самого ребенка — с кем из родителей он сам хочет быть? К кому по-настоящему привязан? — остаются на вторых ролях.
Как быть, если ребенка пришли отбирать у папы или у мамы, а он категорически не хочет, потому что ему с папой или мамой хорошо, несмотря на решение суда? И любовь и привязанность ребенка к родителю не определяется материальной состоятельностью или бедностью папы или мамы.
Замечу, что и «гендерный», дискриминирующий отцов подход в этом вопросе совершенно не уместен: ребенок может любить как свою маму, так и своего «состоятельного» папу.
Вместе с тем, по российским законам, дети до 10 лет даже не вызываются в суд, не опрашиваются. Только после достижения этого возраста мнение ребенка должно учитываться в суде.
Именно такой законодательный подход к детско-родительским отношениям, не всегда учитывающий интересы детей до 10 лет и даже допускающий, что мама или папа могут оказаться в местах лишения свободы, способен «нанести непоправимый вред материнству и детству».