Зачем Катар стал посредником в диалоге с новой властью Афганистана
Закрепление за Катаром роли посредника в Афганистане является частью тщательно разработанной стратегии, считают аналитики, 8 сентября сообщает агентство Reuters.
Со времени вывода американских войск из Афганистана ведущие дипломаты мира прокладывали путь в Катар, долгое время служивший воротами для талибов (организация, деятельность которой запрещена в РФ), а теперь ставший основным посредником при диалоге с ними.
Аналитики объясняют появление Катара в качестве посредника необходимостью в укреплении своей собственной безопасности.
Катар является крупнейшим в мире производителем сжиженного природного газа и является одной из самых богатых стран на душу населения. В нем проживает всего 3 миллиона человек, 85% из которых — иностранцы с визами для гастарбайтеров. Тем не менее он уже давно имеет серьезные амбиции в плане своего влияния на регион. Так, в Катаре размещена крупнейшая авиабаза США на Ближнем Востоке, Катар имеет свой очень влиятельный телеканал.
Reuters отмечает, что за последнее десятилетие Катар растратил большую часть своего регионального влияния, переоценив свои возможности после восстаний Арабской весны 2011 года, когда он поддержал продемократические движения и повстанцев по всему региону. Разъяренные соседи во главе с Саудовской Аравией и ОАЭ вместе со своим союзником Египтом наказали его торговыми санкциями и дипломатической изоляцией.
Теперь Катар вернулся, пишет издание. Его спор с арабскими державами был окончательно разрешен в 2021 году, и в 2022 году он примет чемпионат мира по футболу. Но немногие шаги, похоже, принесли столь же большие дипломатические дивиденды, как его роль в Афганистане, культивируемая с тех пор, как страна позволила талибам (организация, деятельность которой запрещена в РФ) открыть главный международный офис группы в 2013 году и обеспечила место для мирных переговоров, которые привели к прошлогоднему соглашению США о выходе.
Это «терпеливое дипломатическое содействие» было классическим средством для небольшого государства повысить свою международную значимость, сказала Кристин Диван, старший научный сотрудник-резидент Института арабских государств Персидского залива в Вашингтоне. «Учитывая численность его населения, существенный военный прогноз — это сложное предложение. Но Катар может принести реальную пользу через отношения, которые он поддерживает, особенно между западными и исламскими партиями — и особенно теми, к которым США не желают напрямую обращаться», — пояснила она.
За недели, прошедшие с тех пор, как боевики пришли к власти, более 58 000 из 124 000 западных граждан и афганцев, подвергающихся риску, были вывезены по воздуху из Афганистана и были перемещены через Катар.
Во время поспешной эвакуации из Афганистана катарские дипломаты на местах в Кабуле помогли сопроводить бегущих афганцев через контрольно-пропускные пункты в аэропорт.
И теперь, будучи временным домом для эвакуированных посольств Соединенных Штатов и нескольких европейских союзников в Афганистане, он служит главным посредником в усилиях Запада по взаимодействию.
«По мере того, как мы продвигаемся вперед, наша дипломатия здесь, мы знаем, что Катар будет нашим партнером, потому что это не первый случай, когда Катар активизировал помощь в Афганистане», — сказал госсекретарь США Энтони Блинкен, который посетил Катар на этой неделе вместе с министром обороны Ллойдом Остином.
Работая со своим близким союзником Турцией, Катар помог талибам (организация, деятельность которой запрещена в РФ) вновь открыть аэропорт Кабула, что позволило возобновить гуманитарные и внутренние рейсы.
Быть полезным Западу может помочь Катару, сказал Джеймс Дорси, старший научный сотрудник Сингапурской школы международных исследований им. С. Раджаратнама. «Это во многом вопрос влияния, поскольку речь идет о том, чтобы иметь отношение к международному сообществу таким образом, чтобы международное сообщество — если вы находитесь под угрозой — вступилось за вас», — отметил он.