1. Социальная война
  2. Проблемы ЖКХ в России
Москва, / ИА Красная Весна

Эксперт по ЖКХ пояснила, почему апелляция Путина к прокуратуре неэффективна

Изображение: Константин Ерёмин © ИА Красная Весна
Счёт. ЖКХ
Счёт. ЖКХ

Увеличение тарифов не является значительным фактором роста платежей за коммунальные услуги, поэтому обращение Путина к Генпрокуратуре РФ вряд ли сильно повлияет на ситуацию, объяснила эксперт в области ЖКХ, сопредседатель некоммерческого партнерства «Управдом» Евгения Юнисова 18 марта корреспонденту ИА Красная Весна.

Юнисова объяснила, что в при формировании итоговой суммы платежа «есть очень-очень много нюансов», благодаря которым она может сильно понизиться даже при сохранении того же тарифа.

Первый названный экспертом фактор — сама система оплаты ЖКХ. «Поскольку в большинстве регионов граждане оплачивают равномерно отопление в течение всего года, т. е. в течение двенадцати месяцев по среднему показателю предыдущего года, то есть весь 2020 год граждане оплачивали коммунальную услугу „отопление“ по среднемесячному расходу за 2019 год. И по итогам года в декабрьской или январской платежке (январскую платежку получают люди в феврале и оплачивают до 10 февраля) граждане получили так называемую корректировочную платежку», — рассказала Юнисова.

Причем, невзирая на теплую зиму 2019–2020 года и теплую погоду осенью 2020 года, «в связи с мерами по противодействию распространению коронавирусной инфекции, отопление осенью 2020 года было включено во многих регионах на две недели, а где-то и на месяц раньше». Это привело к большему потреблению тепла за год и сильному увеличению суммы в январской платежке.

В тех же регионах, где люди платят за фактическое потребление тепловой энергии, а особенно в тех домохозяйствах, где центрального отопления нет, и люди отапливаются газом или электричеством, большие платежи за январь, февраль и даже март связаны с более холодной, чем в прошлом году, погодой, установившейся в последние месяцы.

Помимо таких объективных причин свою лепту в повышение платежей вносят ресурсоснабжающие организации, которые периодически нарушают температурный график подачи энергии в дома, но не делают жителям перерасчет, хотя в соответствии с законодательством некачественно поставленная тепловая энергия потребителем не должна оплачиваться.

«Но у потребителя нет механизма контроля качества и нет возможности влиять на величину оплаты в зависимости от того, надлежащей ли температуры была подана тепловая энергия. Эта проблема уже много лет обсуждается», — рассказала эксперт.

Кроме того, хотя ресурсоснабжающие организации закладывают в тариф подогрев горячей воды до 75°, по факту нередко в дома приходит вода с температурой 60° или даже 55°. «При этом, чем температура горячей воды ниже, тем больше ее расходуется, поскольку она меньше тогда смешивается с холодной водой при непосредственном потреблении, а цена за кубометр горячей воды в 5-6 раз выше, чем цена за кубометр холодной воды. Соответственно недогрев горячей воды ведет тоже к ее повышенному потреблению и, соответственно, к повышенным счетам за горячую воду»,  — подчеркнула Юнисова.

«Поэтому, боюсь, что призывы первого лица к прокуратуре держать на контроле тарифы будут неэффективны, потому что сами тарифы, скорее всего, оказались в пределах нормируемой величины повышения по уровню инфляции, и в очередной раз всё останется в предыдущих рамках, а реально расходы граждан будут сильно увеличиваться и будут создавать социальную напряженность», — резюмировала эксперт.

Напомним, что 17 марта президент России Владимир Путин обратил внимание Генпрокуратуры на проблему неоправданного роста тарифов на ЖКХ. В феврале 2021 года прокурорам уже было поручено провести дополнительные проверки из-за появления экономически необоснованных тарифов в Пермском крае, Кировской, Новосибирской, Томской и Ульяновской областях.