«Ъ»: МЭР готовит концепцию развития электротранспорта на 400 млрд рублей

Концепцию развития электротранспорта в России до 2030 года стоимостью 400 миллиардов рублей готовят в министерстве экономического развития, сообщил 18 мая «Коммерсантъ».
Рабочая группа при министерстве подготовила презентацию «Высокоавтоматизированный электротранспорт в городах».
В документе рассматриваются меры, позволяющие увеличить долю электромобилей в России с 0,1% до 15% к 2030 году.
Авторы документа рассматривают сценарий, согласно которому в 2022 году продажи электромобилей отечественного производства составят 1,7% от общего объема продаж новых легковых автомобилей в стране 1,8 миллиона штук и достигнут показателя 15% от рынка в 2,5 миллиона штук новых автомобилей к 2030 году. Общее количество электромобилей к 2030 году — 1,5 миллиона штук.
Реализация программы потребует создания инфраструктуры станций зарядки электромобилей.
В качестве пилотных территорий рассматриваются Москва и Санкт-Петербург, Севастополь и Сочи (в качестве городов-курортов с потенциалом развития электро-каршеринга), Калининград (в качестве города «с высокой концентрацией производства транспортных средств и компонентной базы») и Казань (в рамках развития трассы М12).
Для обеспечения указанных территорий необходимо ввести в строй 20 тысяч зарядных станций к 2024 году, 150 тысяч к 2030 году. Цифра определена из расчета 1 станция на 10 электромобилей в населенных пунктах и 1 станция на 100 километров пути на автотрассах.
Бюджет строительства станций подзарядки может, по мнению авторов документа, составить 37,7 млрд рублей, из которых государственных вложений может быть 40%, региональных — 10%.
Производителем, располагающим некоторыми возможностями для производства электромобилей, могущим возглавить национальный консорциум, является КамАЗ.
Общая сумма затрат по проекту оценена в 418 миллиардов рублей. На долю государства, по мнению авторов, может прийтись около 150 миллиардов.
Развитие инфраструктуры станций подзарядки — не единственная масштабная проблема при реализации проекта. В настоящее время в стране отсутствует производство соответствующих электродвигателей и аккумуляторов.
Масштабные проекты развития отечественной экономики насущно необходимы России. Главной трудностью при их реализации, как представляется, является модель так называемого частно-государственного партнерства. Опыт последних десятилетий показывает, что представители бизнеса видят ситуацию следующим образом: государство в плановом порядке проводит свою долю вложений как в инфраструктуру проектов, так и в производство тех или иных изделий и их комплектующих, обеспечивая проект не только финансами, но и другими ресурсами: инфраструктурой, кадрами, управленческо-информационным и опытно-конструкторским, научным потенциалом. Бизнес при этом считает уместным находить обстоятельства, оправдывающие неисполнение даже такой мелочи, как своевременное финансирования своей части проекта и изыскивать возможности (в случае хоть какой-то реализации проекта) вынимать средства из образовавшихся финансовых потоков в первоочередном порядке в несовместимых с жизнью проекта масштабах. При этом бизнес-субъекты считают себя вправе в любой момент отказаться от проекта вообще, в целом, по любым поводам, будь то показатели рентабельности, инвестиционный или налоговый климат, конъюнктура рынка.