Татарстан: языки республик надо внести в федеральную программу образования

Изображение: Вячеслав Седых © ИА Красная Весна
Мечеть, Казань
Мечеть, Казань

Изучение и преподавание государственных языков республик России необходимо включить в федеральные образовательные программы, считает председатель комитета Госсовета Татарстана по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Разиль Валеев, 24 октября сообщается на официальном портале Госсовета РТ.

В своем докладе на всероссийском совещании «Вопросы повышения качества общего образования», организованном комитетом Госдумы РФ по образованию и науке, которое проходит в столице Дагестана Махачкале, Валеев рассказал об опыте изучения татарского и русского языков и нормативной базе Татарстана, касающейся изучения этих двух государственных языков республики. «Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“ предусматривает возможность вводить преподавание и изучение государственных языков республик», — подчеркнул Разиль Валеев. И что преподавание этих языков дается в равных объемах в рамках государственных образовательных стандартов и не противоречит российской конституции, что было подтверждено решением Конституционного суда в 2004 году.

Далее Валеев выразил озабоченность, что добровольное изучение национального языка, на чем настаивал президент России Владимир Путин, вытеснит татарский язык на уровень факультатива. В то же время Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством не установлено изучение государственных языков республик на добровольной основе, а татарский язык прописан в законодательстве Татарстана именно как второй государственный. И в связи с существующей правовой коллизией, Валеев, как председатель Комитета по образованию Госсовета РТ, предложил рекомендовать Министерству образования РФ принять меры по выработке механизма для реализации возможности преподавания государственных языков в республиках Российской Федерации.

«Необходимо указать возможность изучения государственных языков республик Российской Федерации в предметной области „Родной язык и родная литература“, либо зафиксировать в качестве самостоятельной обязательной предметной области», — предложил Валеев. И такая мера поможет сохранению мира и взаимопонимания между народами. А знание языков будет способствовать снятию межнациональной напряженности.

Напоминаем, что 20 июля 2017 года в Йошкар-Оле прошло заседание Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ, в ходе которого Путин высказал предостережение национальным республикам о недопустимости сокращения объемов изучения русского языка. «Заставлять человека учить язык, который для него родным не является, так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского. Обращаю на это внимание», — заявил он. И поручил прокуратуре РФ до 30 ноября провести проверку субъектов Федерации на предмет соблюдения образовательных стандартов по изучению русского языка.

Комментарий редакции

Слова Президента России вызвали горячие споры в Татарстане. С одной стороны, руководство республики сразу заявило, что слова Путина к Татарстану не относятся, так как проблем с изучением русского языка в республике нет. Но в городах стала наблюдаться тенденция — родители учащихся, давно испытывающие недовольство низким качеством и большим объемом преподавания татарского, понесли заявления директорам школ и в прокуратуру об отказе от принудительного изучения национального языка. И уже по заявлениям родителей некоторые районные прокуратуры вынесли предписания ряду школ Казани и Набережных Челнов о необходимости приведения школьных программ в соответствие с федеральными образовательными стандартами.

Языковую тему подхватили и русские, и татарские националисты. А также белоленточные организации, такие как «Парнас» и «Артподготовка», которые взялись за раскачку недовольства родителей в преддверии президентских выборов.

Нет однозначной позиции и у представителей татарстанской власти. Вопрос по языку совпал по времени с отказом Москвы пролонгировать союзный договор с Татарстаном, и вопрос с отменой обязательного изучения татарского был воспринят некоторыми властными кругами Татарстана еще и как сдача позиций, завоеванных республикой в 90-е годы. Наиболее националистически настроенные чиновники высказывались категорически против пересмотра образовательных программ, например, министр образования РТ Фаттахов заявил: «Татарский язык — это последняя Сталинградская битва за суверенитет».

Первые лица Татарстана высказываются более сдержанно. Из их высказываний видно, что власти явно не желают наращивать эскалацию напряженности вокруг языкового вопроса в республике. Но все-таки большинство высказывается за сохранение обязательности изучения татарского языка при возможном сокращении объема и изменении программ. Часть чиновников призывают воздержаться от резких заявлений и высказываний до окончания прокурорской проверки.