МИД РФ — REGNUM: памятные записки СССР в адрес Японии — актуальны

Изображение: Петр Данилов © ИА Красная Весна
Министерство иностранных дел
Министерство иностранных дел

Заверение об использовании между Россией и Японией всех имеющихся двусторонних документов и дипломатической переписки направил Департамент информации и печати МИД России 5 декабря в адрес ИА REGNUM.

Ранее редакция ИА REGNUM направила директору Департамента информации и печати МИД РФ Марии Захаровой обращение, в котором просила разъяснить позицию МИД РФ по поводу отношения к памятной записке МИД СССР в адрес Японии от 27 января 1960 года.

Обеспокоенность редакции вызвало высказывание чрезвычайного и полномочного посла РФ в Японии Михаила Галузина, от своего имени выразившего отношение к нахождению военных США на территории Японии.

В частности, Галузин дал понять, что внутренняя безопасность — это суверенное дело правительства Японии, которое само выбирает, как защищать своих граждан, уверив, что российская сторона относится к этому с пониманием.

Таким образом, по мнению редакции REGNUM, посол фактически дезавуировал текст Памятной записки, что в свете договоренностей президента РФ Владимира Путина и премьера-министра Японии Синдзо Абэ об активизации российско-японских переговоров по мирному договору на основе декларации 1956 года выглядит как ничем не обоснованная уступка японской стороне.

В ответ Департамент информации и печати МИД РФ сообщил, что «российская сторона исходит из необходимости учета в рамках переговорного процесса всех имеющихся двусторонних документов и дипломатической переписки, включая Памятные записки Правительства СССР от 27 января и 24 февраля 1960 г.».

Напомним, в памятной записке МИД СССР японской стороне были указаны условия передачи Японии двух Курильских островов — Шикотана и Хабомаи. Планировалось, что такая передача может состояться только при условии вывода всех иностранных войск с территории Японии и заключения мирного договора между странами. Таким образом, исключение из переговорного процесса данного документа позволяет Японии настаивать на передаче островов без выполнения оговоренных в записке двух пунктов.