1. Культурная война
  2. Отношение к нацизму в Европе
Томск, / ИА Красная Весна

Еврокино и немцы: в Томске показали фильм о милосердии к молодым нацистам

Изображение: Сергей Аладышев © ИА Красная Весна
Датские киноведы представляют томичам фильм «Под песком»
Датские киноведы представляют томичам фильм «Под песком»

Показ фильма о послевоенных страданиях пленных солдат вермахта состоялся в Томске в рамках Фестиваля кино стран Европейского союза 12 октября, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

Фестиваль проводится в Томске второй год подряд, его планируют сделать ежегодным. Открытие фестиваля состоялось 7 октября с участием посла Европейского союза в России Маркуса Эдерера, губернатора Томской области Сергея Жвачкина и региональных чиновников сферы управления культурой. В рамках фестиваля с 12 по 19 октября каждый день вниманию зрителей представляется по одному фильму. Пятничным вечером был показан фильм датского режиссера Мартина Зандвлиета «Моя земля», датское название которого «Under sandet» переводится на русский язык как «Под песком».

Официальный постер фильма «Under sandet»
Официальный постер фильма «Under sandet»
sandet»«UnderфильмапостерОфициальный

К моменту показа фильма сибирякам, он был многократно отмечен призами и наградами: три главных датских кинопремии «Бодиль» в номинациях «Лучший фильм», «Лучший актер» и «Лучший актер второго плана», удостоен звания лучшего скандинавского фильма на Международном кинофестивале в Гетеборге, получил приз зрительских симпатий международных кинофестивалей AFI, Kosmorama, а также на международных кинофестивалях в Хихоне (Испания) и Роттердаме (Голландия).

При этом монтаж фильма был подчинен задаче привлечь внимание к страданиям немецких военнопленных в послевоенной Дании, когда на них была возложена задача освободить западное побережье страны от 1,5 миллиона мин, установленных вермахтом против возможного десанта союзников по антигитлеровской коалиции. В связи с этим построение фильма оказалось строго подчинено задаче: схематичными переходами от одного символического эпизода к другому показана жестокость датских и английских военных в отношении военнопленных, тяготы юных немецких военнопленных при разминировании, их нечаянные смерти или самоубийства, их забота и нежность в отношении датской девочки, раскаяние главного героя — датского сапера, который в финале помогает немецким солдатам совершить побег в Германию.

Также фильм построен на физическом противопоставлении немецких солдат, показанных несовершеннолетними тщедушными подростками, и датских и английских военных, показанных крупными маскулинными типами.

Демонстрацию фильма предваряло выступление двух специально прибывших в Томск датских киноведов, поведавших томичам, что до появления в 2015 году фильма «Under sandet» основными сюжетами датских фильмов о Второй мировой войне были темы работы датского антифашистского сопротивления. Появление «Under sandet» произвело переворот в общественном сознании, оказалось, что датчане были не только пострадавшими, но и жестокими мстителями.

Отметим, что особенности деятельности активистов датского Сопротивления в годы фашистской оккупации повлекли в послевоенное время создание в освобожденной Дании специфического Министерства по особым поручениям, которое, кроме заботы о бывших участниках Сопротивления, вынуждено было заниматься привлечением их к ответственности «за злоупотребления». Однако, по словам представлявших фильм датских кинокритиков, задача фильма состояла в привлечении внимания к послевоенному периоду. При этом, указывая на название фильма, датские киноведы поясняли его скрытое игрой слов значение — вскрытие исторической правды.

Однако в контексте того, что тема жестокости в обращении датчан и англичан с пленными немцами ранее уже поднималась в европейских исторических исследованиях — прежде всего в книге юриста и историка Хельге Хагеманн «Под принуждением» (ее датское название, «Under Twang», перекликается с названием фильма), где были описаны массовые смерти военнопленных при разминировании и от голода, — фильм явно не направлен на осуждение воинских преступлений, совершавшихся датчанами и англичанами в отношении военнопленных.

Слушая датских киноведов после просмотра фильма (они комфортно устроились перед аудиторией на полу сцены, поедали между делом печенье и отвечали через переводчика на вопросы публики) и выступления кинозрителей, нельзя не укрепиться во мнении: задача фильма — вызвать сострадание к солдатам гитлеровского вермахта, оказавшихся на войне «не по своей воле». При этом фильм изобилует не только множественными военно-техническими нелепостями, но и игнорирует тот факт, что именно молодое поколение немцев, выросших при Гитлере, оказалось наиболее пропитано нацистской идеологией. Тема распространения нацизма среди этого поколения не поднята в фильме ни разу, это бы противоречило целям фильма и избранным авторами изобразительным средствам. Фильм акцентирует внимание на жертвах насилия, а не на творящих насилие преступниках.

Также отметим, что показ фильма «Under sandet» — не первая провокация устроителей томского кинофестиваля на исторические темы. В 2017 году в рамках кинофестиваля был показан фильм литовского режиссера Аудрюса Юзенаса «Экскурсантка», героиней которого является маленькая литовская девочка, депортированная в послевоенный период в Сибирь. Для недогадливых зрителей режиссеры обоих фильмов сделали текстовые пояснения с комментариями с экрана, в одном случае — о тысячах замученных солдат вермахта в Дании, в другом случае — о сотнях тысяч литовцев, якобы после войны депортированных в Сибирь (с 1945 года по май 1948 года было депортировано 13 304 человека — прим. ИА Красная Весна).