1. Политическая война
  2. Конфликт Польши с ЕС
Москва, / ИА Красная Весна

Бунт Польши против ЕС дорого обойдется как стране, так и Евросоюзу — Мнение

Неизвестный художник. Эдвард Дембовский во время Краковского восстания 1846 года
Неизвестный художник. Эдвард Дембовский во время Краковского восстания 1846 года

Решение польского Конституционного суда грозит колоссальными последствиями всему Евросоюзу как геополитическому проекту, а Польше — потерей огромных денег, пишет доцент Финансового университета Геворг Мирзаян 10 октября в материале изданию «Взгляд».

Автор публикации цитирует представителя французского МИД Клемана Бона о том, что «Польша напала на весь Евросоюз».

«В Евросоюзе говорят о возможности прекращения выделения Польше различных субсидий из фонда ЕС (например, на борьбу с коронавирусом). А это очень большие деньги», — отмечает автор.

Мирзаян поясняет, что позиция Польши состоит в том, что Варшава вступила в ЕС в 2004 году, а значит, передала Брюсселю полномочия в рамках действовавших тогда европейских норм.

Однако Лиссабонский договор, по которому происходила дальнейшая централизация ЕС, был подписан в 2007 году, а в силу вступил в 2009. Сегодняшние польские власти считают подписавшего Лиссабонское соглашение представителя польских либеральных сил Дональда Туска предателем и европейским холуем. Председатель партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский перестал быть премьером за месяц до подписания этого договора. А Туск, в свою очередь, после ухода с должности премьера Польши, сделал карьеру в европейских структурах.

Теперь Конституционный суд заявляет, что в случае соблюдения пункта о приоритете европейского законодательства над национальным, Польша не может действовать как суверенное и демократическое государство. Качиньский аргументирует, что как юристу ему очевидно, что Конституция является высшим нормативным актом в Польше, так как в противном случае это значит, что страна не является суверенным государством и что в ней нет демократии, так как граждане формируют народ (демос), а значит, и демократию. «Народ решает, кто и как правит», — заявил Качиньский.

Таким образом Польша фактически признала верховенство национального законодательства над директивами ЕС, поэтому исполнять постановления Евросоюза более не обязана.

Казалось бы, Польша, как и Россия, пошла по пути суверенной демократии. Однако Россия может себе это позволить, так как не подписывала договора о наднациональной интеграции по принципам ЕС и не получала за это сотни миллиардов долларов в качестве субсидий и льгот от Евросоюза.

Однако деньги возвращать Польша не собирается, а власти, кажется, вполне довольны результатом своего «нападения» на ЕС, пишет Мирзаян.