Гигантские ледяные вулканы обнаружены на Плутоне

Изображение: (сс) NASA's Marshall Space Flight Center
Плутон

Странный бугристый рельеф на Плутоне указывает на то, что гигантские ледяные вулканы были активны относительно недавно на карликовой планете, заявили ученые, исходя из анализа изображений, сделанных космическим кораблем НАСА New Horizons, говорится в исследовании, опубликованном 29 марта в журнале Nature Communications.

Считалось, что ледяные вулканы уже находятся на нескольких холодных лунах в Солнечной системе, но Плутон «выглядит так непохоже на все, что мы когда-либо видели, — сказала ученый-планетолог из Юго-Западного исследовательского института Колорадо Келси Сингер. — Объекты на Плутоне — единственное обширное поле очень больших ледяных вулканов, и они имеют уникальную текстуру волнистого рельефа».

Вместо того, чтобы выбрасывать лаву в воздух, ледяные вулканы выделяют «более густую, слякотную смесь ледяной воды или даже, возможно, твердый поток, подобный ледникам», — отметила Сингер.

По мнению ученых, трудно точно определить, когда образовались ледяные вулканы, «но мы считаем, что они могут быть такими же молодыми, как несколько сотен миллионов лет или даже моложе».

Эти результаты заставят ученых переоценить возможности поддержания жидкой воды на маленьких ледяных планетах, которые находятся далеко от Солнца, отметили исследователи.

«Они предполагают, что такое маленькое тело, как Плутон, которое давно должно было потерять большую часть своего внутреннего тепла, смогло сохранить достаточно энергии, чтобы способствовать широкой геологической активности довольно поздно в своей истории», — сказала Сингер.

В исследовании говорится, что одно из сооружений, Райт Монс, имеет высоту около 5 км и ширину 150 км и имеет примерно тот же объем, что и один из крупнейших вулканов Земли — Мауна-Лоа на Гавайях.

Проанализированные снимки были сделаны, когда New Horizons — беспилотный ядерный космический корабль впервые пролетел мимо Плутона в 2015 году. Это дало самое глубокое представление о Плутоне, который долгое время считался самой удаленной планетой от Солнца, прежде чем в 2006 году его переквалифицировали в карликовую планету.