«Ты и Я» вновь актуален — в Петербурге обсуждают наследие Ларисы Шепитько

Изображение: Ольга Аветисян©ИА Красная Весна
Ретроспектива фильмов Ларисы Шепитько к 80-летию кинорежиссера. Москва, 2018
Ретроспектива фильмов Ларисы Шепитько к 80-летию кинорежиссера. Москва, 2018

Особую актуальность кинофильма «Ты и Я» советского режиссера Ларисы Шепитько, показ которого прошел в Санкт-Петербурге, отметил 19 сентября в своей авторской колонке обозреватель ИА REGNUM Игорь Юдкевич.

Обсуждение ленты петербуржцами состоялось в киноклубе любителей хорошего кино «Против течения». Автор отмечает, что проблематика, затронутая в ленте 1971 года, не только не уйдет на второй план в будущем, но «в наши дни в современной России вовсе может стать ключевой».

Обозреватель разбирает содержание ленты, где талантливый нейрохирург, погнавшись за «престижем», оставляет важную исследовательскую работу в СССР и уезжает работать в Швецию, «измерять давление у совершенно здоровых людей». Этот поступок приводит главного героя не только к личному моральному краху — незавершенные когда-то исследования не позволяют подарить надежду на жизнь его смертельно больной пациентке.

«Все вместе создает ощущение крупной трагедии человека, который кругом виноват в несчастьях многих своих ближних, — отмечает автор. — Так метаться, не находя себя, можно, только если потерял ощущение значимости того, что ты делаешь, и разучился ценить других, и тут не поможет никакое внешнее благополучие».

Фильм 1971 года недаром носит название «Ты и Я», а неумение ценить и понимать друг друга является и ключевой проблемой современности, замечает автор. «Возник популярный термин „атомизация общества“, несущий угрозу, сравнимую с полномасштабной войной, и как эту угрозу избыть? Люди-одиночки, какими бы одаренными они ни были, не найдут применения своим талантам, если раньше они не найдут дороги к другим людям».

Не менее разрушительная тенденция дня — отсутствие у современников настоящего дела, понятия долга и неотступного следования ему. В ленте недаром упоминается английский ученый, «отец ядерной физики» Эрнест Резерфорд, среди учеников которого — великий советский физик Пётр Капица, замечает обозреватель.

«Это были люди, для которых наука была смыслом и основой, без которой они не мыслили своей жизни. Они жили в том состоянии духа, отсутствие которого и рушит судьбы Петра и других героев ленты Шепитько», — пишет автор, подчеркивая, что сопричастность «настоящему» имеет и ключевое значение в масштабах жизни страны.

«Советский развал 1980−90-х оставил на своих обломках какие-то группы людей, способных держать на своих плечах страну, иначе бы и от России осталась к нынешнему моменту лишь мешанина „удельных княжеств“, — пишет автор. — Но беда в том, что эти группы до сих пор никак не могут охватить разумной организацией десятки миллионов своих сограждан, и никаким „развитием малого и среднего бизнеса“ это не лечится».

Теперь, судя по кошмарным демографическим результатам последних лет, перед Россией лишь два пути: или сползти в постепенное угасание, или вспомнить жизненно необходимое сейчас умение собирать своих граждан вокруг действительно важных и нужных начинаний — только на втором пути можно будет создать по-настоящему здоровое общество, резюмирует обозреватель.

Напомним, кинорежиссер Лариса Шепитько родилась в 1938 году в городе Артемовск Донецкой области. В 1955 году Шепитько поступила на режиссерский факультет ВГИКа на курс А. П. Довженко. В фокусе киноработ режиссера на всем ее творческом пути стоят духовные искания человека, выбор между добром и злом, бескомпромиссность в верности своему слову и делу.