В Колумбии командиров FARC обвинили в военных преступлениях

Альфред Фридлендер. Разбой
Альфред Фридлендер. Разбой

Обвинения 10 бывшим региональным командирам бывших Революционных вооруженных сил Колумбии (FARC) в военных преступлениях и преступлениях против человечности предъявила Специальная мирная юрисдикция Колумбии, 27 марта передает Justice Info.

В этом втором обвинительном заключении против FARC и в первом (против их командиров среднего звена) повстанцы обвиняются в создании «режима террора» против этнических меньшинств.

8 марта Специальная мирная юрисдикция (JEP) обнародовала пятый обвинительный акт за пять лет работы. JEP выдвинула обвинение против 10 региональных командиров бывших Революционных вооруженных сил Колумбии (FARC) в совершении 14 военных преступлений и преступлений против человечности.

После обвинения семи членов руководства FARC два года назад в тысячах похищений (и видя, как они берут на себя ответственность) это первый раз, когда JEP прошла по цепочке командования этой повстанческой группы и попыталась доказать ответственность лидеров, действовавших на местном уровне. Это также первый ощутимый результат в одном из дел, когда JEP решила сосредоточить свое судебное расследование не на конкретном преступлении, а на географическом регионе. Кроме того, это первый случай, когда вместо того, чтобы исследовать целую вселенную жертв, она решила обратить пристальное внимание на то, как тысячи людей, принадлежащих к двум этническим меньшинствам — коренным и выходцам из Африки, — пострадали от того, что она назвала «режимом террора» со стороны партизан, сложивших оружие шесть лет назад.

«Каждый жизненный проект был прерван, и различные задокументированные преступления (…) имели общую нить жестокости и профилирования против коренных и афроколумбийских граждан», — написал судья Рауль Санчес в своем решении.

«Дело 05» — одно из первых семи макродел, возбужденных судебным органом системы правосудия переходного периода Колумбии, и одно из трех, посвященных преступлениям, совершенным несколькими субъектами, включая FARC, а также агентами правоохранительных органов и третьими лицами в определенных регионах страны.

В этом первом решении по своему первому региональному делу JEP обвинила 10 бывших командиров двух структур, действовавших в этом районе, «Хакобо Аренас» и «Мобильные колонны Габриэля Гальвиса», в совершении восьми военных преступлений и шести преступлений против человечности. Среди них первая женщина, обвиненная трибуналом, Глория Патрисия Рамирес, известная как «Леди».

JEP выяснил, что они напали на жителей региона в рамках своего плана по доминированию в Тихоокеанском регионе и захвату таких городов, как Попаян или Кали, третьего по величине в стране, используя при этом соседние горы в качестве арьергарда. Конечная цель этих преступлений, утверждает JEP, заключалась в том, чтобы «получить и укрепить территориальный и социальный контроль» над муниципалитетами, которые они считали стратегическим коридором.

683-страничное решение представляет собой энциклопедический сборник преступлений, от которых пострадали жители этих 17 городов, от выборочных убийств и вербовки детей до целых общин, заключенных в тюрьму, и людей, искалеченных противопехотными минами. Это текст, основанный на фактах, написанный сухим языком, часто ограничивающийся именами жертв по их инициалам и далекий от красноречивой, а иногда и эмоциональной прозы, с помощью которой предыдущие обвинительные акты рассказывали об ужасах похищений и ложных срабатываниях.

Чтобы проиллюстрировать режим террора, JEP определила закономерности, лежащие в основе некоторых преступлений. На десятках примеров JEP показала, что FARC совершали избирательные убийства против трех категорий лиц: тех, кого они обвиняли в том, что они были полицейскими или военными информаторами, тех, кого они считали своими врагами, и лидеров, которые критиковали партизан или, по их словам, «посеяли ненависть» и «способствовали конфронтационному духу». Например, в 2011 году они убили Леопольдину Валенсию, 70-летнего врача, после того, как обвинили ее в колдовстве против их ополченцев. Убийство традиционных лидеров и авторитетов, по мнению трибунала, было направлено на «изменение их духовного, политического и культурного равновесия». В нем также подробно описывается, как партизаны повлияли на повседневную жизнь сотен общин.

Наиболее часто целью FARC было уничтожение полицейских участков или банковских контор. Гражданские лица, почти всегда незащищенные, в конечном итоге несли человеческие потери. В результате взрыва велосипедной бомбы в Прадере пострадали 14 детей, праздновавших Хэллоуин. В результате автобуса общественного транспорта «чива», нагруженного 100 кг взрывчатки, двое погибли, 100 получили ранения и 400 домов были повреждены в Торибио в базарный день. Самосвал с взрывными цилиндрами оставил 183 раненых в Моралесе после того, как водитель оставил его рядом с домом и скрылся.

FARC часто опустошали гражданскую собственность — от домов, больниц и церквей до объектов энергоснабжения, водоснабжения и телефонной связи. Атака с применением гранат и газовых баллонов в Кальдоно, втором по величине городе в стране, полностью разрушила школу, в которой обучалось 400 детей.

У обвиняемых теперь есть 30 дней, чтобы решить, какой путь они выберут. Если они признают выводы трибунала и свою ответственность, в дополнение к содействию установлению истины и личному возмещению ущерба жертвам, они могут получить от 5 до 8 приговоров без тюрьмы. Если они отклонят их, их дело перейдет в состязательную модель, и в случае признания виновными им грозит тюремное заключение на срок от 15 до 20 лет.