10
июн
2021
  1. Экономическая война
  2. Ситуация на алкогольном рынке РФ
Москва, / ИА Красная Весна

Счетная палата: Росалкогольрегулирование плохо использовало свои ИТ-системы

Андерс Цорн. Маленькая пивоварня
пивоварняМаленькаяЦорн.Андерс
Андерс Цорн. Маленькая пивоварня

Излишние ресурсные затраты российского алкогольного регулятора из-за неэффективного использования информационных систем составили более 60 млн руб., сообщает Счетная палата РФ в отчете о проверке деятельности ведомства за 2017–2020 годы, опубликованном 10 июня на сайте Счетной палаты.

Информационные системы Росакогольрегулирования были созданы в период с 2010 по 2012 годы для регулирования производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции. Доработки информационных систем проводились по мере совершенствования системы регулирования и изменения законодательства.

Заложенные в информационные системы возможности позволяют автоматически и оперативно реагировать при возникновении контрольных событий для принятия мер к исключению или снижению отрицательных последствий.

«При этом единая комплексная стратегия развития информационных систем Росалкогольрегулированием не создана. Владельцы информационных систем, порядок, субъекты внесения информации, ее состав не определены, в отдельных случаях созданные информационные возможности должностными лицами не востребованы и не используются. Это приводит к излишним ресурсным затратам при реализации полномочий», — сказано в отчете.

Уточняется, что «неэффективное использование Росалкогольрегулированием активов в виде модулей информационных систем составило 60 564,0 тыс. руб.».

Счетная палата также установила, что Росалкогольрегулирование не разработало аналитические инструменты для прогнозов и оценки рисков, реагированию на риски, мониторингу их уровня. Подчеркивается, что такие недоработки снижают качество результатов контрольно-надзорных мероприятий, включая лицензионный контроль.

Кроме того, некоторые нерешенные вопросы законодательного регулирования снижают качество исполнения государственных функций и предоставления участникам рынка государственных услуг. Например, не урегулирован порядок учета оборудования, находящегося в нерабочем состоянии, не осуществляется фиксация сведений о перевозках железнодорожным транспортом алкоголя.

«Росалкогольрегулированием не обеспечена координация и реализация процессов работы с информацией, что не позволяет реализовать возможности информационных систем по автоматическому реагированию на нарушения требований законодательства при производстве, обороте и использовании этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и требует значительных временных и трудовых затрат при исполнении государственных функций и предоставлении государственных услуг», — сказано в выводах Счетной палаты РФ.

Всего Росалкогольрегулирование эксплуатирует шесть систем, на создание и модернизацию которых с 2010 года потратило 1,6 млрд руб. Это Единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС); Реестр лицензий, База данных деклараций; Автоматизированная информационная система формирования и ведения электронных паспортов организаций (АИС «Паспорт»); Автоматизированная система контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории России (АСКП); Федеральный реестр алкогольной продукции (ФРАП).

Отмечается, что неэффективно используемые активы входят в состав АИС «Паспорт» и АИСКП, затраты на разработку которых составили 19,9 млн руб. и 13 млн руб. соответственно (стоимость работ по созданию модулей в государственных контрактах отдельно не выделена). Счетная палата выявила, что наполнение информационных систем не осуществляется, и созданные возможности по автоматизации деятельности не используются.

Так, АИС «Паспорт» предназначена для формирования банка данных электронных паспортов организаций — участников алкогольного рынка. В эту АИС интегрируется информация из других информационных систем Росалкогольрегулирования для поддержки процесса принятия решений должностными лицами.

Несмотря на созданный функционал, данные в систему загружаются не полностью. Например, в программно-аппаратный модуль «Архив лицензионных дел», интегрированный с Реестром лицензий, загружена информация только о документах 2012 года. В подсистему «Электронный паспорт предприятия» не внесена в полном объеме информация о контрольных мероприятиях.

Сотрудники межрегиональных управлений не вводят в систему данные о конфискованной продукции и другие сведения, первичные и отчетные материалы доступны на бумажном носителе. Кроме того, в АИС «Паспорт» некорректно отображается информация из ЕГАИС о выданных федеральных специальных марках, фактической мощности ОТО, дате последнего производства продукции.

В результате цель создания АИС «Паспорт» не достигнута, и в электронных паспортах организаций отсутствуют достоверные и полные данные о деятельности участников алкогольного рынка. Это предполагает ручной сбор информации при предоставлении Росалкогольрегулированием государственных услуг и осуществлении государственных функций, не способствуя сокращению сроков.

В отчете указаны масштабы ЕГАИС. В эту систему направляется информация по 36 показателям, которая позволяет Росалкогольрегулированию отслеживать весь цикл производства и оборота алкоголя. Среди этих показателей — наименование и вид алкогольной продукции, сведения о продаже каждой единицы товара или его списании, данные о продукции, нанесенные на федеральную специальную марку или акцизную марку. По состоянию на 1 апреля 2021 года в ЕГАИС представляли информацию 377 358 участников.

Нашли ошибку? Выделите ее,
нажмите СЮДА или CTRL+ENTER