На Ямале детский учебник подозревают в разжигании межнациональной розни

Изображение: © ИА Красная Весна
Стойбище оленеводов.
Стойбище оленеводов.

Заявление с просьбой проверить детский учебник о народах Ямала на предмет разжигания межнациональной розни написал главный редактор ИА REGNUM Модест Колеров в Генеральную прокуратуру России. Обращение опубликовано 26 августа на сайте агентства.

Речь идет об учебнике для 5 — 7 классов «Мифология, фольклор и литература Ямала», изданного в 2001 году в Тюмени. По мнению, информационного агентства, во введении книга «содержит в себе лингвистические признаки возбуждения расовой, национальной розни, унижения национальной чести и достоинства между национальностями ненцами и русскими».

В частности, авторы пособия противопоставили народы, давно проживающие на Севере, с народами, которые приехали в последние 400 лет. Ханты, селькупы, ненцы, манси были названы «коренными народами», а русские, белорусы, поляки, коми-зыряне — «пришлыми».

Данное противопоставление несет «негативное отношение и разделение двух национальностей», — уверены в ИА REGNUM.

Отметим, в этнографии термин «пришлый» используется как показатель, что народ пришел или поселился на данной территории в определенное время. Однако он не используется в качестве ярлыка или маркера, дающему ему характеристику. Термин можно отнести и к тем же ненцам или хантам, поскольку они тоже пришли на данную территорию, только гораздо раньше.

Комментарий редакции

Проблема взаимоотношения коренных и других народов в Сибири остро воспринимается в современном обществе. С одной стороны, в виду их малочисленности правительство России и региональные администрации пытаются сохранить культуру и традиционный образ жизни аборигенов.

С другой стороны, «пришлые» народы уже долго проживают в тех же достаточно суровых климатических условиях, что и «коренные». Однако первые не имеют тех льгот и преференций, что вызывает некоторое недовольство.

В то же время в подобной литературе несколько упрощается то влияние, которое оказали русские переселенцы в XVII — XVIII веках. Как пример, с приходом русской власти среди местных народов закончились междоусобные войны. А в годы СССР они получили письменность и образование, что позволило сохранить их культуру и язык.