Доверительные отношения Шольца с Байденом сделали обмен пленными возможным
Обмен заключенными между Россией и странами Запада стал возможным благодаря тесному сотрудничеству президента США Джо Байдена и канцлера Германии Олафа Шольца. Об этом 3 августа сообщает Frankfurter Allgemeine.
Как сообщает издание, в Берлине многие сомневались в необходимости этого обмена, особенно со стороны министра иностранных дел ФРГ Анналены Бербок. Она не была уверена в том, что обмен Вадима Красикова действительно необходим.
Переговоры об обмене начались в 2022 году. Тогда Анналена Бербок задавалась вопросом: какой образ правового государства мы создаем, когда выдаем на обмен осужденного, совершившего убийство?
В ведомстве только что избранного федерального канцлера тоже вели себя сдержанно и ограничивались консультациями с американцами на уровне советников. Однако именно сопротивление Анналены Бербок способствовало тому, что прогресс в переговорах был незначительным.
Перелом в позиции правительства Германии произошёл в конце 2023 — начале 2024 года, когда в качестве потенциального участника обмена был назван Алексей Навальный (включен в список террористов и экстремистов на территории РФ).
Издание Frankfurter Allgemeinen Zeitung сообщает, что в январе 2024 года Олаф Шольц в телефонном разговоре с Джо Байденом пообещал рассмотреть возможность обмена: «Ради вас я попробую». К началу февраля с российской стороной был согласован список, в который входил Алексей Навальный (включен в список террористов и экстремистов на территории РФ).
Однако обмен не состоялся из-за неожиданной смерти последнего. Потребовалось время для утверждения нового списка участников обмена.
При этом даже после этого в Берлине были сомнения и опасения, что оппозиция может снова критиковать Шольца.«Аплодисменты Вашингтона — это одно, но что скажут в Германии?» — задавались вопросом в Берлине.
Немецкая газета пишет, что ради хороших отношений с Байденом канцлер попытался заранее сгладить все противоречия. В частности, он провел переговоры с лидером оппозиции в бундестаге, лидером ХДС/ХСС Фридрихом Мерцем. В результате переговоров канцлер получил согласие Мерца на обмен и разрешение публично заявить, что Мерц не возражает.
Также газета отмечает, что благодаря действиям Шольца критика обмена в Германии осталась сдержанной. Представители оппозиционной ХДС отметили, что они понимают нежелание Берлина отказывать в солидарности Вашингтону. Они предположили, что правительство, возглавляемое ХДС/ХСС, могло бы принять аналогичное решение.
Внутри коалиции также предпочитают подчёркивать единство в принятом решении. Даже «зеленые», которые скептически относились к обмену, оправдывают канцлера.
Встречая освобожденных из России заключенных, Шольц подчеркнул, что обмен стал возможен только благодаря тесному и доверительному трансатлантическому сотрудничеству. Помимо соображений гуманизма и обязательств Берлина перед своими гражданами, находившимися под арестом в России, немецким канцлером также двигало чувство солидарности с США.