Иран хочет добраться до Мекки и Медины из Йемена — йеменский лидер
Иран стремится достичь Мекки и Медины с помощью йеменских повстанцев хуситов, заявил член президентского совета Йемена Тарик Салех, 9 мая сообщило информационное агентство Saba.
«Амбиции Ирана — это не Йемен. Йемен — это просто живой резервуар для борьбы в регионе и достижения Мекки и Медины», — заявил политик.
Заявление было сделано во время встречи, которую Салех провел в воскресенье с руководством местных властей, службой безопасности и военными в провинции Ходейда, на северо-западе Йемена.
Салех также добавил, что повстанцы не хотят строить государство и были внедрены в Йемен «для достижения амбиций Ирана, угрожающих региону и его святыням».
«Йемен является неотъемлемой частью арабской нации, и он не откажется от своего арабизма, поэтому мы боремся и сопротивляемся хуситам всеми возможными способами при поддержке наших братьев в Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов, чтобы оставаться частью нашего арабизма», — подчеркнул Салех.
Несмотря на слова Тарика Салеха, сына свергнутого президента Йемена, стоит отметить, что хуситы пришли к власти в стране в 2014 году в ходе революции, опираясь на поддержку масс, и сразу же стали реализовывать свои собственные механизмы построения государства и удержания власти.
Ряд экспертов считают хуситов достаточно независимыми по отношению к Ирану, с которым они, безусловно, сохраняют дружественные отношения. Вероятно, Иран поставляет оружие и обучает военных специалистов из числа повстанцев. В то же время аналитики считают вопрос о степени влияния Ирана в Йемене открытым, поскольку США и Саудовская Аравия предпочитают не давать прямых доказательств и не раскрывают подробностей, обвиняя Исламскую Республику в подобных поставках.
Кроме того, хуситы опираются в построении государства на тысячелетний опыт зейдитского имамата. Само движение хуситов выросло из религиозного течения зейдизма на севере Йемена и в попытке его возрождения. Лидеры хуситов посещали некоторые исламские страны, включая Иран и почерпнули там немало идей для себя и воплощают их на практике. Но влияние зейдизма — ветви шиитского ислама, уникального для Йемена и отличающегося от иранского шиизма — имеет достаточно существенное значение.
Хуситы построили параллельную систему власти в стране и развернули пропаганду своего собственного мировоззрения, которое вобрав в себя различные элементы, включая иранские, остается достаточно самобытным и все еще продолжает оформляться.
Сторонники саудовской коалиции часто используют в своей агитации аргумент о том, что хуситы — марионетки Ирана или его инструмент влияния в регионе и не обладают самостоятельностью. Однако повстанцы за семь лет жесткого противостояния в конфликте доказали, что обладают достаточной самостоятельностью, то есть, будучи изолированными, они могут удерживать власть, опираясь на поддержку местного населения.
Как отмечают аналитики, изучающие йеменский конфликт, Тегеран не сможет навязать что-либо повстанцам вопреки их собственным интересам и даже если Иран исчезнет, то хуситы останутся. По словам экспертов, противоречия в Йемене являются «локальными спорами в гораздо большей степени, чем опосредованным конфликтом между Саудовской Аравией и Ираном».