1. Война идей
  2. День Победы
Александровское, / ИА Красная Весна

Кургинян: по окончании эпох Бога, Разума и Истории воскресает нацизм

Эжен Делакруа. Данте и Вергилий, или Ладья Данте. 1822
Эжен Делакруа. Данте и Вергилий, или Ладья Данте. 1822
Эжен Делакруа. Данте и Вергилий, или Ладья Данте. 1822

По окончании эпох Бога, Разума и эпохи Истории наступает эпоха пустоты, и на историческую сцену выходит нацизм, заявил 9 мая политолог, философ, лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян в обращении по случаю Дня Победы.

Довольно длинной по историческим меркам, рассуждает философ, была эпоха Бога, «эпоха всеобщего религиозного подъема».

«Тогда огромная масса людей шла погибать за освобождение града Господнего. Как говорил по сходному поводу шекспировский герой: „Что он Гекубе? Что ему Гекуба? А он рыдает“. Что им был этот град Господень? А эта идея так воспламеняла сердца, что шли, шли и шли. И набиты были накаленно верующими людьми эти соборы, которые теперь стоят полупустые», — описывает Кургинян ценности эпохи Бога. «Мы живем в другую эпоху, не в эпоху Бога», — делает он вывод.

Затем на пъедестал был возведен Разум, и эпоха Разума, по словам Кургиняна, длилась недолго, до 1914 года — до начала Первой мировой войны.

«А потом на пьедестал бывала возведена История, которая, в сущности, с него никогда не сходила, ибо и у христианства, и у всех ведущих мировых религий есть понятие направленности (стрелы времени), — считает Кургинян. — Мы движемся в истории к великой мечте — не важно, второму пришествию или какой-то другой, но великой мечте. И история двигалась к этой мечте. В 1917 году этой мечтой стал коммунизм».

Однако это восходящее движение Истории было прекращено, когда японский «клерк от политологии и философии» Фрэнсис Фукуяма провозгласил «Конец истории». Рассуждая об этом, он «апеллировал одновременно к гегелевскому концу истории, к Кожеву, который тоже обсуждал, что это такое».

По мнению Кургиняна, «с концом эпохи Бога, Разума и Истории наступает эпоха пустоты, и в эту эпоху нацизм воскресает, потому что он в эту эпоху, в это безвременье чувствует себя как рыба в воде».

Аналогично, напоминает Кургинян, высказывался и «крупный, хотя и неоднозначный» немецкий философ Мартин Хайдеггер.

«[Хайдеггер] по этому поводу говорил, что последняя метафизика, когда все остальные уйдут, будет метафизикой власти ради власти, метафизикой оголтелого, отвязанного и ни на что не опертого господства, а значит, одновременно с этим, и метафизикой смерти. Ведь недаром испанские флангисты говорили „Viva la muerte!“ („Да здравствует смерть“, — прим. ИА Красная Весна), это же был совершенно новый возглас, маркирующий принципиально новую эпоху», — отметил Кургинян.

По мнению философа, именно крах Советского Союза дал возможность развернуться концу истории, абсолютному подъему пустоты и «поселившейся внутри нее очень уютным образом метафизики воли к власти, господства ради господства, власти господина над рабом».