В Мали ведут контрабанду розового дерева в больших объемах
Экспорт розового дерева из Мали проходит без контороля государственных органов, 22 мая сообщает издание South China Morning Post.
Согласно отчету некоммерческого Агентства экологических исследований (EIA), военные перевороты и повстанческое движение джихадистов способствовали незаконной вырубке и экспорту охраняемой древесины. Значительная часть розового дерева, то есть палисандра, импортированного Китаем за последние пять лет, является продуктом незаконной заготовки и экспорта, говорится в сообщении.
И это несмотря на запрет на торговлю и его регулирование в рамках СИТЕС или Конвенции ООН о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, с 2017 года.
Торговцы «использовали хаос в управлении, чтобы продолжать экспорт (с помощью взяток) в нарушение законов, которые четко запрещают экспорт палисандра, и это в огромных масштабах», — говорится в отчете EIA, опубликованном 18 мая.
Западноафриканская нация пережила два военных переворота с августа 2020 года, когда в Мали свергли президента Ибрагима Бубакара Кейту, что привело к кризису в стране. А с 2012 года Мали ведет борьбу с террористическими группировками, связанными с «Аль-Каидой»(организация, деятельность которой запрещена в РФ) и «Исламским государством»(организация, деятельность которой запрещена в РФ).
EIA заявило, что его расследование показало, что экспорт палисандра продолжался, несмотря на запрет Мали на экспорт бревен, вступивший в силу в феврале 2021 года. С мая 2020 года по март 2021 года также действовал запрет на рубки охраняемых видов деревьев.
Большая часть его идет в Китай, где темная древесина пользуется большим спросом для изготовления популярной мебели в античном стиле. Согласно отчету EIA, в период с января 2017 года по январь 2022 года страна импортировала палисандр из Мали на сумму около 220 миллионов долларов США, «большая часть является продуктом незаконной заготовки и экспорта».
Кризис розового дерева в Мали не происходит на пустом месте, с 2012 года Мали столкнулась с чередой насильственных конфликтов, с тремя переворотами за десятилетие (два из них с июня 2020 года) и джихадистским повстанческим движением. Повстанцы захватили большие территории на севере Мали в 2012 году, спровоцировав мятеж, который теперь распространился на соседние страны Сахеля.
По данным EIA, торговля секвойей привела к сокращению популяций коссо в различных южных лесных районах Мали. Они обнаружили, что грузовики доставляли свежесрубленные бревна на склады, расположенные недалеко от столицы Бамако, и только одной малийской группе было разрешено эксплуатировать, перевозить, грузить в контейнеры и экспортировать косо в период с 2017 по 2020 год.
Учитывая предполагаемую роль в транспортировке партий древесины в нарушение малийского законодательства, «судоходные линии имеют уникальную возможность бороться с незаконной вырубкой леса и связанной с ней торговлей в Мали и по всему региону», согласно EIA.
Сообщалось, что датская судоходная компания Maersk обязалась заблокировать прием поставок розового дерева из Мали. Французская судоходная компания CMA-CGM сообщила агентству, что серьезно относится к этому вопросу и проведет расследование. Международная судоходная линия MSC, тем временем, заявила, что проводит политику абсолютной нетерпимости к перевозке незаконных грузов, но не в состоянии прокомментировать «детали отчета».
Следователи EIA также обнаружили, что торговля коссо была каналом для незаконного оборота слоновой кости между Западной Африкой и Китаем. «Каждый год из Африки контрабандой вывозится несколько тонн слоновой кости, спрятанной в квадратных бревнах из розового дерева, включая бивни от пойманных слонов гурма», — говорится в отчете.
Ситуация побудила к беспрецедентным действиям в марте на заседании Постоянного комитета СИТЕС. В ответ на запросы западноафриканских стран в связи с продолжающейся и повсеместной незаконной торговлей розовым деревом была запущена ускоренная процедура соблюдения требований.
«Странам было дано время до 27 апреля, чтобы либо продемонстрировать, что их экспорт является законным и устойчивым, либо установить нулевую экспортную квоту. Если страны не смогут этого сделать, они столкнутся с приостановкой торговли «для обеспечения устойчивости и жизнеспособности оставшихся деревьев», — говорится в отчете об ОВОС. Представленная информация в настоящее время находится на рассмотрении.
Агентство отметило, что правительства африканских стран пытались обуздать быстрорастущую и в значительной степени неформальную международную торговлю палисандром, объединив усилия в 2016 году, чтобы включить этот вид в приложение II СИТЕС. Это было в дополнение к внутренним запретам на сбор урожая и транспортировку.
Несколько западноафриканских стран показали, что, несмотря на большие социально-экономические проблемы, с которыми они сталкиваются в настоящее время, они серьезно относятся к защите средств к существованию своего народа, лесов и нашего общего будущего, сказал Рафаэль Эду, руководитель африканской программы EIA.
Согласно данным EIA, незаконная торговля розовым деревом опустошала леса Западной Африки — не только в Мали. В ее докладах по Нигерии, Гане, Гвинее-Бисау и Гамбии было установлено, что незаконная и нерациональная торговля древесиной сохраняется даже после включения ее в список СИТЕС. И большая часть, если не вся, торговля палисандром из Западной Африки в Азию осуществлялась в нарушение конвенции — по данным ОВОС, по состоянию на апрель объем незаконной торговли палисандром составил более 3 миллионов тонн и более 2 миллиардов долларов США.