Эксперт оценила способности ИИ в области распознавания подлинного искусства

Питер Пауль Рубенс. Бегство Лота
Питер Пауль Рубенс. Бегство Лота

Эксперты считают, что искусственный интеллект не заменит человеческую интуицию в сфере распознавания подлинности полотен знаменитых художников, интервью со специалистами в области художественного искусства 30 сентября опубликовала «Российская газета».

Национальная галерея Лондона, купившая «Самсона и Далилу» за несколько миллионов фунтов стерлингов, считала знаменитое полотно предметом особой гордости.

Полотно фламандского мастера XVII века, выставленное в Национальной галерее Лондона, было приобретено в 1980 году на аукционе Christie s по рекордной для того времени цене. Однако критики неоднократно высказывали сомнения в его подлинности. Ряд научных тестов с использованием искусственного интеллекта показал, что картину написал не Рубенс.

Швейцарская компания Art Recognition с помощью сверточных нейронных сетей — технологии, позволяющей запоминать множество образцов, а затем распознавать образы, детально проанализировала 148 картин художника.

В отчете, который приводит британское издание The Guardian, говорится: «Система искусственного интеллекта оценивает „Самсона и Далилу“ не как оригинальное произведение Рубенса с вероятностью 91,78 процента». А вот полотно «Вид на Хет Стин ранним утром» с вероятностью 98,76 процента нарисовал именно Рубенс.

«Когда встает вопрос об экспертизе, я бы скорее поверила искусствоведу, даже группе искусствоведов, нежели искусственному интеллекту. Очень важно заручиться мнением нескольких специалистов. Вообще искусство — это все-таки тонкая материя, и порой у знатока творчества того или иного художника ощущение подлинности или не подлинности возникает на уровне интуиции. То есть это может быть чувство, не поддающееся логическому объяснению», — рассказала эксперт в области искусства Елизавета Лихачева.

По мнению Лихачевой, неудивительно, что искусственный интеллект признал работы работы Рубенса неоригинальными, так как сомнения высказывались задолго до этого исследования.

Так как у художника была своя мастерская, которая красила «под Рубенса», то многие работы, подписанные мастером, в действительности сделаны его учениками.

Но художественная ценность «Самсона и Далилы» от этого открытия абсолютно не меняется, так как с точки зрения ее восприятия рядовым зрителем не должно быть никакой разницы, резюмирует Лихачева.