У России нет ограничений на углубление отношений в ЕАЭС — Грызлов

Россия не будет развивать отношения с кем-то из ЕАЭС в ущерб другим членам объединения, написал посол РФ в Минске Борис Грызлов 3 июня в своей статье для газеты «СБ. Беларусь сегодня».
«Факт того, что Беларусь и Россия являются участниками как Евразийского экономического союза, так и Союзного государства, не означает, что у нашей страны имеются какие-либо ограничения по достижению аналогичного уровня взаимодействия с Арменией, Казахстаном и Кыргызстаном. Хочу подчеркнуть, что у России нет намерения сотрудничать с кем-то в ущерб другим», — заявил Грызлов.
Он отметил, что Россию с членами ЕАЭС объединяют обширные исторические и культурные связи. Дипломат добавил, что Москва будет и в будущем развивать отношения с Казахстаном, Киргизией и Арменией.
По словам Грызлова, у пяти государств — членов ЕАЭС, есть возможность углубить интеграцию в евразийском пространстве.
Напомним, ранее белорусский президент Александр Лукашенко заявил, что странам ЕАЭС необходимо «прорубить окно» в юго-восточные страны. По его словам, эти государства являются «бездонным рынком» для товаров из объединения.
История вопроса
Впервые об интеграционных процессах на постсоветском пространстве заговорил первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев 29 марта 1994 года в своей речи в МГУ. Речь шла о создании единого экономического пространства и совместной оборонной политики.
Спустя 20 лет, 29 мая 2014 года, в Астане был подписан договор о создании Евразийского экономического союза, в который вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения. В 2017 году наблюдателем в союзе стала Молдавия. В настоящее время в Узбекистане также обсуждается вопрос о получении статуса страны-наблюдателя.
Зачастую, главы стран ЕАЭС подчеркивают приоритет национальных интересов в вопросе принятия тех или иных решений в союзе. Вместе с тем создание союзного объединения требует передачи национальными государствами части своего суверенитета наднациональному органу.
Этот процесс проходит медленно и болезненно для постсоветских республик. Так, вопрос о создании единой валюты и единого финансового регулятора вызвал оживленные споры даже в Казахстане, который является инициатором создания ЕАЭС.
Вместе с тем, пример ЕС говорит о том, что национальные интересы государств могут сохраняться и при частичном отказе от некоторых функций национальных правительств. Кроме того, за евразийским интеграционным проектом есть одно существенное преимущество перед ЕС — это наличие общего языка межнационального общения, общая история в рамках СССР на протяжении 73 лет и неконфликтное дружественное взаимодействие на протяжении столетий.