Диалог и прозрачность — эксперты о снижении напряженности между НАТО и РФ

Изображение: Цитата из х/ф «Доктор Стрейнджлав или как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу». Реж. Стэнли Кубрик. 1963. Великобритания. США
Теплые отношения
Теплые отношения

Странам-членам НАТО, с одной стороны, и России, с другой, необходимо возобновить обсуждение важнейших проблем безопасности, на основе которых они смогут добиться снижения напряженности в отношениях друг с другом, заявили директор Института исследований США и Канады Российской академии наук Сергей Рогов, бывший посол Великобритании в НАТО Адам Томсон и заместитель генерального секретаря НАТО и посол США в России Александр Вершбоу 7 декабря в статье для The National Interest.

«Ситуация с безопасностью в Европе переживает сильнейшее за последние три десятилетия обострение», — отметили они, обратив внимание на то, что с 2014 года стали регулярными разного рода опасные сближения и соприкосновения сухопутные, военно-морские и военно-воздушные силы североатлантического альянса и России, произошел глубокий сбой как режима контроля за вооружениями, так и каналов связи.

Иными словами, риск вооруженного столкновения в последние годы стал «тревожно высоким», что и побудило авторов, а также еще более чем тридцать других экспертов из числа бывших дипломатов и военных начать поиски путей снижения опасности такого непреднамеренного конфликта. Хотя стороны разошлись в вопросе причин наблюдаемой на сегодняшний день острой ситуации, эксперты тем не менее согласились с тем, что вместо поиска виноватого, нужно сфокусировать внимание на конкретные меры снижения военной напряженности и предотвращения того или иного кризиса, который «может перерасти в нечто гораздо худшее».

«Ситуация требует более широкого диалога и восстановления политических и военных связей», — указали Рогов, Томсон и Вершбоу, обратив внимание на то, что с помощью более регулярных встреч ключевых лиц вооруженных сил РФ, США и НАТО есть возможность «обсудить способы снижения напряженности и возможности недопонимания в военной сфере».

В частности, авторы указывают на то, что посредством таких более частых контактов военного руководства есть возможность развить положения существующих соглашений, регулирующих действия военных обеих сторон на море и в воздушном пространстве, а также в Прибалтике.

«Мы должны не только помнить старые правила конкуренции, но и разрабатывать новые меры по снижению рисков», — продолжили они, предложив сторонам при проведении внезапных военных учений или передислокации сил сообщать о подобных шагах заранее с тем, чтобы не создавалось впечатление о начале подготовки к военному наступлению.

Более того, североатлантическому альянсу и России следует рассмотреть меры обеспечения прозрачности в отношении новых вооружений, в частности обычных ударных систем средней дальности. Подобные шаги могут включать в себя системы морского и воздушного базирования, а также ракеты наземного базирования, на которые не распространяется действие договора СНВ.

«Стороны могли бы пойти на более решительные шаги и рассмотреть вопрос о взаимных ограничениях на дополнительное постоянное размещение боевых сил в районах, близких к территории другой стороны», — заметили они.

Кроме того, блоку НАТО и Москве стоило бы вернуться к обсуждению вопросов противоракетной обороны и возможность ежегодного обмена информацией о текущих средствах ПРО в Европе, а также о планах их развития на ближайшие десять лет в духе «без сюрпризов».

При этом Рогов, Томсон и Вершбоу подчеркнули, что предложенные ими меры нельзя считать планом «перезагрузки» или возврата к «тому, как дела велись раньше»: между Россией и странами НАТО очень сложные и напряженные отношения, и чтобы перевести их взаимодействие в более позитивную плоскость, будут нужны согласованные усилия с обеих сторон.

«Тем временем, политическому и военному руководству сторон следует изучить предлагаемые нами шаги навстречу друг другу. Никто не заинтересован в том, чтобы случайно или непреднамеренно развязать вооруженный конфликт», — подчеркнули они.

«Точно так же эти шаги могут способствовать созданию атмосферы, в которой решение фундаментальных проблем, разделяющих нас, в конечном счете станет более достижимым», — заключили Рогов, Томсон и Вершбоу.