Эксперт: проект «Право на грядущее» — о состоянии творческой интеллигенции

Изображение: Федор Собкалов © Красная Весна
Открытие выставки Право на грядущее
Открытие выставки Право на грядущее
Открытие выставки Право на грядущее

Современное состояние российской творческой интеллигенции отражает созданный авторами проекта «Право на грядущее» образ революции. Об этом заявила преподаватель истории искусств Ксения Дивненко 2 ноября в интервью корреспонденту ИА Красная Весна.

Эксперт отметила, что общество без идей и без культуры обречено на разрушение, поэтому сегодня как никогда важна роль современной творческой интеллигенции: «Без строителей и врачей общество разрушается, но еще быстрее оно разрушается без идеалов и культуры. Долгое время творческая интеллигенция играла роль транслятора неких смыслов, идеалов в общество. Культура в массы — не просто лозунг. Это, свидетельство того, что существовал неформальный общественный договор, заключенный задолго до XX века. Суть его заключается в том, что какая-то часть людей занимается освоением, созданием и передачей культуры, что называется профессионально. И выставку «Право на грядущее» важно увидеть под этим углом зрения».

Изображение: Федор Собкалов © Красная Весна
Открытие выставки Право на грядущее
Открытие выставки Право на грядущее
грядущеенаПравовыставкиОткрытие

Перечисленные ниже работы Ксения оценила как не относящиеся никаким образом к 100-летию Октября, напротив скорее они повествуют об особенностях постсоветского культурного сообщества, в котором деструктивная энергия превалирует над созидательной: «Мы видим деформированную башню Татлина, груду черепов, обезображенного пионера с трубой, свернутое красное знамя на граблях. Видим, как розовый заяц на разбитой машине держит в руках красный флаг. Особенно яркий образ дан в картине «Вперед к самоуничтожению» Д. Мерантзаса. Один из художников попытался представить процесс разрушения концептуальной целостности, изобразив исчезающих в пространстве людей. Кроме того, на выставке показали скульптуру космонавта с головой мухи».

Изображение: Федор Собкалов © Красная Весна
Открытие выставки Право на грядущее
Открытие выставки Право на грядущее
грядущеенаПравовыставкиОткрытие
Изображение: Федор Собкалов © Красная Весна
Открытие выставки Право на грядущее
Открытие выставки Право на грядущее
грядущеенаПравовыставкиОткрытие

Также эксперт обратила внимание на несколько композиций, главной частью которых является «Черный квадрат» Малевича: «Квадрат неожиданно возникает на фасаде Мавзолея Ленина, в руках шествующих советских людей. Это антиикона, провозглашающая конец живописи и спорящая с бытийственностью как таковой, вторгается в изображение, совершенно искажая его первоначальное содержание. Это довольно популярный и зловещий постмодернистский прием, создающий компиляцию из нескольких самостоятельных авторских произведений искусства. При этом недостаток содержания компенсируется довольно пренебрежительным использованием произведений прошлого».

Изображение: Федор Собкалов © Красная Весна
Открытие выставки Право на грядущее
Открытие выставки Право на грядущее
грядущеенаПравовыставкиОткрытие

Напомним, что проект «Право на грядущее» открылся в выставочных залах Музея искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков 25 октября. В рамках проекта с 26 октября по 3 декабря 2017 года планируется проведение выставок, мастер-классов, концертов, лекций. Художники из России, Италии и Греции представят свое видение современности и будущего в контексте ретроспективного взгляда на историю революционных событий начала XX века. Проект организован при поддержке МИД Италии, генконсульства Италии, генконсульства Греции, Института культуры Италии.