Эксперт: проект «Право на грядущее» — о состоянии творческой интеллигенции
Современное состояние российской творческой интеллигенции отражает созданный авторами проекта «Право на грядущее» образ революции. Об этом заявила преподаватель истории искусств Ксения Дивненко 2 ноября в интервью корреспонденту ИА Красная Весна.
Эксперт отметила, что общество без идей и без культуры обречено на разрушение, поэтому сегодня как никогда важна роль современной творческой интеллигенции: «Без строителей и врачей общество разрушается, но еще быстрее оно разрушается без идеалов и культуры. Долгое время творческая интеллигенция играла роль транслятора неких смыслов, идеалов в общество. Культура в массы — не просто лозунг. Это, свидетельство того, что существовал неформальный общественный договор, заключенный задолго до XX века. Суть его заключается в том, что какая-то часть людей занимается освоением, созданием и передачей культуры, что называется профессионально. И выставку «Право на грядущее» важно увидеть под этим углом зрения».
Перечисленные ниже работы Ксения оценила как не относящиеся никаким образом к 100-летию Октября, напротив скорее они повествуют об особенностях постсоветского культурного сообщества, в котором деструктивная энергия превалирует над созидательной: «Мы видим деформированную башню Татлина, груду черепов, обезображенного пионера с трубой, свернутое красное знамя на граблях. Видим, как розовый заяц на разбитой машине держит в руках красный флаг. Особенно яркий образ дан в картине «Вперед к самоуничтожению» Д. Мерантзаса. Один из художников попытался представить процесс разрушения концептуальной целостности, изобразив исчезающих в пространстве людей. Кроме того, на выставке показали скульптуру космонавта с головой мухи».
Также эксперт обратила внимание на несколько композиций, главной частью которых является «Черный квадрат» Малевича: «Квадрат неожиданно возникает на фасаде Мавзолея Ленина, в руках шествующих советских людей. Это антиикона, провозглашающая конец живописи и спорящая с бытийственностью как таковой, вторгается в изображение, совершенно искажая его первоначальное содержание. Это довольно популярный и зловещий постмодернистский прием, создающий компиляцию из нескольких самостоятельных авторских произведений искусства. При этом недостаток содержания компенсируется довольно пренебрежительным использованием произведений прошлого».
Напомним, что проект «Право на грядущее» открылся в выставочных залах Музея искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков 25 октября. В рамках проекта с 26 октября по 3 декабря 2017 года планируется проведение выставок, мастер-классов, концертов, лекций. Художники из России, Италии и Греции представят свое видение современности и будущего в контексте ретроспективного взгляда на историю революционных событий начала XX века. Проект организован при поддержке МИД Италии, генконсульства Италии, генконсульства Греции, Института культуры Италии.