Власти Китая решили снова изменить правила игры для своих интернет-гигантов
Очередной пакет мер по наведению порядка в своей интернет-сфере от требования поддерживать единство в обществе до штрафов за незадекларированные сделки, предприняли власти Китая, сообщил 6 января Reuters.
Управление киберпространством Китая опубликовала проект новых правил для мобильных приложений, включая проверки их на предмет безопасности, если они оказывают влияние на общественное мнение. Такие приложения должны будут проходить проверку в случае использования новых технологий, добавления новой функциональности. Особенно если они могут быть использованы для мобилизации общества.
Новые правила будут касаться представления текста, картинок, голосовых записей, видео и другой информации. Они будут применяться к мессенджерам, новостным приложениям, форумам, потоковому видео и онлайн-торговле.
Приложения не должны составлять угрозу национальной безопасности и принуждать пользователей предоставлять личную информацию сверх необходимого. Новостные приложения должны получить лицензии на распространение новостей. Предложенные правила находятся в стадии общественного обсуждения до 20 января.
Китайские интернет-платформы становятся все более влиятельными. Мессенджер WeChat сообщил 6 января, что среднее количество активных пользователей в день достигло в 2021 году 450 миллионов. Это на 13% больше, чем в 2020 году. Необходимо отметить, что рост количества пользователей замедлился. Прирост в 2020 году составил 33%.
Используя встроенную в мессенджер платежную систему компания-владелец Tencent продвигает собственный механизм интернет-торговли. За последние два года количество пользователей, которые осуществляют торговые операции при помощи WeChat за пределами Китая утроилось, а объем транзакций вырос на 897%.
Еще одним направлением, сообщает Nikkei, которым занялись китайские власти, стали алгоритмы рекомендации интернет-платформами пользователям той или иной информации. С 1 марта пользователи получат право отключать алгоритмы рекомендации им контента и просматривать или удалять ключевые слова, по котором и подбирается рекомендованный контент.
При помощи этих мер власти намерены ограничить общественное влияние интернет-гигантов, которые при помощи искусственного интеллекта и методов больших данных формируют круг материалов, предлагаемых пользователю, и контекстную рекламу персонально для него. Руководство Китая спешит обезопасить страну от риском разрушения общественного единства и пагубных колебаний на рынке.
В частности компании рекомендуют пользователям на основе их личных данных товары по разным ценам в зависимости от того, на какие траты каждый из них способен. Новые правила запрещают использовать такую «алгоритмизированную ценовую дискриминацию».
Помимо введения новых правил китайские власти продолжают следить за соблюдением действующих и наказывать нарушителей. Reuters сообщил, что подразделения интернет-гигантов Alibaba, Tencent и Bilibili оштрафованы за не предоставление должной информации о десятках сделок.
За каждую из них они должны заплатить штраф в размере примерно 78,5 тысячи долларов (500 тысяч юаней). Это максимальный штраф, предусмотренный антимонопольным законодательством от 2008 года. В ноябре 2021 года количество таких сделок с участием трех компаний составило 43.
Напомним, весной 2021 года китайские регуляторы начали наводить порядок в интернет-сфере страны. Основными направлениями из работы стали борьба с монополизмом, защита детей от неподобающей информации, защита пользовательских данных от попадания в руки враждебных Китаю элементов, например, за границей.