Избиратели Ирака отвергли проиранские партии?
Иракские избиратели высказались на выборах против партии-союзников Ирана, 12 октября сообщает агентство Reuters.
Главным победителем на выборах стало движение шиитского священнослужителя Муктада ас-Садра, который позиционирует себя как непримиримый противник как Ирана, так и Соединенных Штатов.
Садр провозгласил этот результат «победой народа над… ополченцами (так называемой иранской милицией)». Среди его сторонников царил восторг.
Блок Садра, уже являющийся крупнейшим в 329-местном парламенте, расширится с 54 до 73 мест. Его главные соперники в течение многих лет, блок фракций ФАТХ, связанный с проиранским ополчением, тем временем наблюдали, как их представительство в парламенте сократилось до 14 мест с 48.
Единый мусульманский суннитский блок занял второе место, предоставив партии меньшинства, возможно, самое сильное влияние со времен падения Саддама Хусейна. И даже начинающей партии реформистов, которая вела кампанию против правящей элиты, удалось опровергнуть прогнозы о том, что их перехитрят авторитетные партии — блок, возглавляемый фармакологом, получил десять мест.
Тем не менее, все еще есть признаки того, что власть Тегерана над страной остается огромной. Наиболее примечательно, что бывший премьер-министр Нури аль-Малики, друг Ирана, который выступал в качестве поборника закона и порядка, также добился больших неожиданных успехов, заняв третье место с 37 местами.
Западный дипломат сказал, что лидер иранских сил «Аль-Кудс» иранского Корпуса стражей исламской революции Исмаил Гаани был в Багдаде, когда были обнародованы первые результаты, все еще пытаясь найти способ удержать союзников Тегерана у власти.
«По нашей информации, Гаани вчера присутствовал на встрече с (шиитскими ополченческими партиями). Они сделают все возможное, чтобы попытаться организовать самый большой блок — хотя это также будет очень трудно при власти Садра», — сказал западный дипломат.
Тегеран и Багдад публично отрицали, что Гаани был в Ираке, но два иранских источника, с которыми связалось агентство Reuters, подтвердили это.
По крайней мере один проиранский командир ополчения заявил, что вооруженные группы были готовы прибегнуть к насилию в случае необходимости, если зафиксируют мошенничество на выборах.
«Пока мы будем использовать правовые рамки. В случае неудачи нам придется выйти на улицы и сделать то же самое, что было сделано с нами во время протестов — сжечь партийные здания садристов», — сказал он.
Садр — потомок семьи уважаемых священнослужителей, включая отца и дядю, убитых при Саддаме — стал редким врагом как Вашингтона, так и Тегерана, сначала возглавив шиитское восстание против оккупации США, а затем проводя кампанию против иранского влияния.
В то время как он всегда воздерживался от ведущей роли в управлении, его последователи спокойно обеспечили контроль над министерствами и отраслями в правительствах, возглавляемых другими шиитскими группировками, большинство из которых связаны с Тегераном.
Но большинство шиитского политического истеблишмента Ирака по-прежнему с подозрением или даже враждебно относится к Садру, включая командиров сил безопасности, которые сражались с его последователями в прошлом. Это, возможно, помогло Нури аль-Малики, который в качестве премьер-министра возглавил политическую кампанию более десяти лет назад, которая успешно отвоевала южные города и районы Багдада у последователей Садра.
Хамди Малик, специалист по иракским шиитским ополченцам из Вашингтонского института, сказал, что Нури аль-Малики потратил много денег на кампанию и призвал военных вспомнить прошлое.
Один чиновник из партии Бадр, долгое время являвшейся одной из основных проиранских фракций, сказал, что одной из причин плохого выступления ополченческого блока ФАТХ было то, что сторонники отдали свои голоса Нури аль-Малики, рассматривая его как более эффективного лидера против Садра.
«Малики уже показал, что может противостоять Садру», — сказал чиновник.