Фертильность финских мужчин упала до кризисного уровня — эксперты

Изображение: gagnonm1993, pixabay, cc0
европа
европа

Качество семенной жидкости мужчин в Финляндии настолько ухудшилось за последние десять лет, что специалисты говорят о «кризисе мужской фертильности», передает 12 апреля телеканал Yle.

В публикации говорится, что «истребление» спермы — явление международное. Количество сперматозоидов у западных мужчин сократилось вдвое за пару поколений.

Однако в Суоми еще десять лет назад считалось, что мужчины страны выгодно отличаются на этом фоне. Международные исследования, проводившиеся в то время, давали «первоклассный» результат у финнов.

В 2011 году профессор Йорма Топпари из Университета Турку и группа других исследователей опровергли это представление. Они провели новаторское исследование мужской фертильности и показали, что качество спермы у финских мужчин намного хуже, чем полагали.

Финские мужчины в возрасте тридцати лет имеют в среднем менее 50 миллионов сперматозоидов на миллилитр спермы. Этот низкий показатель.

«Примерно у половины мужчин выработка спермы настолько слаба, что это, по крайней мере, продлевает время начала беременности», — говорит профессор.

В 2019 году каждый двадцатый финн родился с помощью лечения бесплодия. Если качество спермы мужчин будет ухудшаться как в последнее десятилетия, то, как предполагают ученые, едва не каждая пара будет нуждаться в этом уже в 2040-х годах.

Из статьи следует, что причины данного явления точно не ясны. Следовательно, на «горизонте также нет эффективного лечения».

«Я считаю, что это западный гедонистический образ жизни имеет большое значение. Но я не специалист», — говорит один из финских граждан, страдающих бесплодием. С ним согласны и многие эксперты.

Этот человек, как отмечается, не страдает избыточным весом, активно занимается спортом и стремится поддерживать сбалансированное питание. Он бросил курить еще до того, как узнал о своей проблеме.

Причины снижения рождаемости искали в нездоровом образе жизни мужчин. Но решения проблемы здесь не нашлось. Например, молодые финские мужчины сейчас курят гораздо меньше, чем их родители. Тем не менее, у них качество спермы значительно хуже.

«Для меня это своего рода иллюзия. Это порождает напрасные ожидания», — говорит по этому поводу профессор Топпари.

Ищут причину и в окружающей среде, точнее, химических веществах, которые попадают в организм и с едой, и вообще из окружающего пространства.

Так, еще в 1990-х годах финскую клубнику защищали от плесени с помощью соединения под названием винклозолин. Это вещество, когда попадает в организм, препятствует выработке тестостерона. Оно было запрещено в ЕС в 2007 году, но до сих пор используется за пределами ЕС.

В реестре Европейского агентства по химическим веществам (ECHA) насчитывается более 25 000 веществ. Из них 410 были оценены как вредные для размножения

Все большее число экспертов считает, что коктейль из таких химических элементов является, по крайней мере, частью объяснения снижения фертильности у мужчин.

«Химические вещества, которые подавляют выработку или действие мужских половых гормонов, препятствуют развитию яичек. Когда есть несколько химических веществ, действующих в одном направлении, эффект накапливается», — объясняет Топпари.

Однако концентрации таких веществ у людей, страдающих бесплодием, зачастую значительно ниже опасных уровней. Таким образом, и это не может дать объяснение проблем, хотя до сих пор мало известно о неблагоприятном воздействии совокупности этих веществ, действующих одновременно.

Опыты на животных показывают, что фертильность может падать при большом количестве эндокринных разрушителей даже при малых отдельных дозах каждого.

Отмечается, что мужская фертильность во многом задается детством. Например, в 80-е годы у финских матерей в грудном молоке было во много раз больше диоксинов, чем сегодня. Диоксины — это токсины, попадающие из окружающей среды, и имеющие промышленное происхождение.

«Возможно, снижение рождаемости связано с нездоровым образом жизни мужчин, возможно, с качеством окружающей среды. Возможно, влияют химические вещества, от которых давно отказались. Возможно, в какой-то степени все это», — подводится итог в публикации.